В этом году состояние внешней устойчивости экономики ухудшается, а разрывы платежного баланса растут. По данным НБУ, дефицит текущего счета за январь-февраль 2025 года составил 4,9 млрд долл. США, увеличившись в 3,5 раза относительно января-февраля 2024-го. И это при том, что в 2024 году годовой дефицит текущего счета уже достигал почти 25 млрд долл. , или 13% ВВП.
Дефицит торгового баланса в текущем году вырос в 1,6 раза, до 6,2 млрд долл. По данным Гостаможслужбы, за первый квартал 2025-го импорт товаров увеличился на 11,6%, а экспорт уменьшился на 9,1% относительно аналогичного периода 2024 года. Сокращение экспорта может приобрести постоянный характер, поскольку с июня 2025-го Евросоюз, вероятно, отменит преференциальный автономный режим для украинского экспорта.
[see_also ids="632690"]
Негативную динамику в нынешнем году демонстрировали и другие составляющие текущего счета: чистая оплата труда сократилась на 20,5%, а частные трансферты — на 16,6%.
Разрыв платежного баланса Украины (общий дефицит без учета международной финансовой помощи) в течение последних 12 месяцев увеличился до 40,1 млрд долл. , или 22 % ВВП. А еще в декабре 2024-го годовой разрыв составлял 37,5 млрд долл. , тогда как в июне 2024-го — 33,1 млрд долл.
Основным источником покрытия дефицита платежного баланса Украины остается международная финансовая помощь. Объемы этой помощи в государственный бюджет Украины составляли 42,5 млрд долл. в 2023 году, 41,7 млрд долл. в 2024-м и ожидаются на уровне 56,9 млрд долл. в 2025 году (см. рис. ).
В 2025 году правительство Украины прогнозирует поступление 33,1 млрд долл. от ЕС, 15 млрд — от США, 3,5 млрд — от Канады, по миллиарду — от Великобритании и МБРР, 2,2 млрд — от МВФ, 0,5 млрд долл. — от Японии. Взносы внешних доноров в сумме 9,1 млрд долл. будут перенесены на потребности бюджета 2026 и 2027 годов.
[related_material id="633001" type="1"]
Ситуация с внешним финансированием значительно ухудшится в 2026-м. Ведь обязательства международных доноров на указанный год еле-еле дотягивают до 17,3 млрд долл. Использование части привлеченных в 2025 году средств позволит увеличить их объем в 2026 году до 25,4 млрд долл. Но и такая сумма, очевидно, не покроет прогнозируемые разрывы бюджета и платежного баланса Украины.
То есть увеличение дефицитности платежного баланса в 2025 году пока нивелируется расширением источников его финансирования. Но ситуация с доступностью источников финансирования резко ухудшится в 2026 году и, вероятно, станет критической в 2027-м. Планируемое внешнее финансирование бюджета уменьшится вдвое в 2026-м и станет мизерным в 2027 году (см. табл. ).
Ожидаемые объемы внешней финансовой помощи Украине в разрезе кредиторов / доноров на 2025–2027 годы, млрд долл. США
Кредиторы / доноры
2025
2026
2027 І квартал
ЕС
33,1
7,4
1,8
США
15,0
4,0
0,0
МВФ
2,2
2,3
0,0
МБРР
1,0
0,0
0,0
Канада
3,5
0,0
0,0
Великобритания
1,0
1,0
0,0
Япония
0,5
2,6
0,0
Норвегия
0,3
0,0
0,0
Другие кредиторы и доноры
0,3
0,0
0,0
Общие финансовые обязательства
56,9
17,3
1,8
Межвременные трансферты бюджета
-9,1
+8,1
+1,0
Плановое внешнее финансирование бюджета
47,8
25,4
2,8
Источники: МВФ, Минфин Украины, оценки автора.
В программных документах МВФ указанная проблема дефицита внешнего финансирования камуфлируется сверхоптимистичным прогнозом платежного баланса на 2026 год, дефицит которого якобы значительно упадет и потребности Украины в официальном финансировании якобы резко уменьшатся. Так, базовый прогноз МВФ на 2026 год включает нереалистично-оптимистичные улучшения по ключевым позициям платежного баланса относительно ожидаемых показателей 2025 года. В частности, МВФ предполагает:
улучшение сальдо внешней торговли товарами (на 1,9 млрд долл. ) за счет прироста экспорта товаров на 6,4 млрд долл. ;
улучшение сальдо торговли услугами (на 9,3 млрд долл. ) за счет сокращения импорта услуг на 5,8 млрд долл. и увеличения их экспорта на 3,5 млрд долл. ;
уменьшение покупки наличной иностранной валюты вне банков (на 9,7 млрд долл. ) относительно 2025 года.
[see_also ids="629902"]
Вызывают удивление и такие оценки МВФ: в 2026 году объемы прироста наличной валюты вне банков должны быть меньше объемов 2021-го, а объемы экспорта услуг — больше по сравнению с 2021-м.
Прогноз МВФ на 2026 год по суммам валютных интервенций НБУ (для покрытия дефицитов платежного баланса) тоже выглядит сомнительным: объем интервенций должен составлять только 26 млрд долл. , что на 60% меньше ожидаемых объемов 2025 года (42,7 млрд долл. ).
На самом деле реальных предпосылок для кардинального улучшения состояния платежного баланса Украины нет даже в случае прекращения боевых действий. Значительные потребности в импорте будут сохраняться (на цели восстановления экономики, энергообеспечения, поддержки обороноспособности), а суммы частных и государственных трансфертов будут снижаться. Поэтому не стоит ожидать и радикального уменьшения потребностей Украины во внешнем финансировании.
Если же в действительности эти потребности не будут удовлетворены, то масштабное изъятие резервов НБУ и резкая девальвация гривни станут неизбежными. Обесценивание гривни в свою очередь может стать спусковым крючком для банковского кризиса и кризиса корпоративных долгов, что ввергнет экономику в глубокий хаос.
[see_also ids="636825"]
В таких условиях уже сегодня следует перейти к взвешенному управлению валютно-финансовыми потоками страны путем:
сокращения непроизводительного оттока национального капитала во внешние активы;
активизации диалога с международными донорами о новых формах финансовой поддержки Украины;
обеспечения солидного прироста международных резервов в условиях масштабного внешнего финансирования и пересмотра системы валютного регулирования.
К сожалению, центральный банк сейчас движется в обратном направлении. Политика валютной либерализации от НБУ в форме смягчения ограничений по капитальным и текущим операциям платежного баланса и перехода к гибкому курсообразованию стала одним из рычагов ухудшения платежного баланса Украины.
Отмененный режим фиксированного валютного курса давал участникам рынка четкие ориентиры по динамике валютного курса и выступал своеобразным якорем стабильности. Но новый режим гибкого валютного курса лишил субъектов рынка количественных ориентиров стоимости гривни, что при существенной неопределенности разбалансировало их валютные ожидания.
[related_material id="637032" type="1"]
Режим гибкого курсообразования объективно не соответствует условиям военного времени и наличию многочисленных структурных шоков платежного баланса Украины. Он и не мог стать стабилизационным фактором. Вместо этого он стал каналом формирования дополнительного спроса на иностранную валюту и подпитывал девальвационные процессы.
Заметим, что валютные интервенции НБУ начали стремительно расти с момента провозглашения Стратегии валютной либерализации, перехода к управляемо-гибкому курсообразованию и поэтапной отмены валютных ограничений. Объем чистых валютных интервенций НБУ за последние 12 месяцев увеличился с 28 млрд долл. в апреле 2024 года до 38,4 млрд долл. в марте 2025-го.
За первый квартал 2025 года нетто-интервенции НБУ на валютном рынке достигли 9,4 млрд долл. по сравнению с 5,8 млрд долл. за аналогичный период 2024-го. То есть в абсолютном выражении изъятие валютных резервов на интервенции НБУ выросло на 62%.
Такие процессы не в последнюю очередь связаны с тем, что упомянутые шаги НБУ дестабилизировали валютные ожидания населения. Так, в 2024 году население нарастило покупку иностранной валюты в 2,5 раза по сравнению с 2023-м (до 12,2 млрд долл. ) А за январь—март 2025 года население выкупило иностранной валюты на сумму 3,2 млрд долл. , что на 26% превышает объемы января—марта 2024-го. Прирост наличной иностранной валюты вне банков за последние 12 месяцев достиг исторического рекорда — 16,3 млрд долл.
Фактическая растрата международных резервов НБУ на поддержку валютной либерализации, включительно с гибким курсообразованием, постоянно превышает ожидаемые величины. В частности, НБУ на 2025 год прогнозировал интервенции объемом 24 млрд долл. , а с января учтенный объем интервенций на этот год составляет уже 41,5 млрд долл.
[see_also ids="628212"]
В 2024 году 83% международной финансовой помощи Украине трансформировалось в интервенции НБУ на валютном рынке. То есть из 41,7 млрд долл. помощи только 2,9 млрд были направлены на прирост международных резервов НБУ и 4 млрд долл. израсходованы на выплаты с валютных счетов правительства. А 34,8 млрд долл. приобрели форму валютных интервенций НБУ, которые частично покрывали дефициты военного времени, а частично добавляли оборотов сомнительной валютной либерализации.
Чрезмерное расходование средств внешней помощи на непродуктивные интервенции на валютном рынке, очевидно, подрывает способность страны противостоять будущим шокам платежного баланса. Кроме того, очерченные процессы в валютно-финансовой сфере страны усиливают неопределенность, создавая препятствия для реальных инвестиций и более активного восстановления экономики.
Для предотвращения кризиса платежного баланса Украины в 2026 и 2027 годах уже сейчас необходимо принимать меры по ряду приоритетных направлений.
Во-первых, стимулировать экспорт с опорой на: механизмы доступного кредитного финансирования для экспортеров, запуск полноформатной системы страхования от военных рисков, стимулирование притока иностранных инвестиций в модернизацию производственной базы и инфраструктуры, расширение логистических связей украинских экспортеров с европейскими партнерами.
Во-вторых, отменить режим управляемой гибкости курса (что само по себе усиливает девальвационные процессы) и перейти к фиксированному режиму или режиму ползучей привязки курса гривни к паре валют доллар-евро. Такой переход будет стабилизировать валютные ожидания субъектов рынка и уменьшит объемы бегства национального капитала во внешние активы (валюту, зарубежные ценные бумаги и депозиты), способствуя улучшению финансового счета платежного баланса.
[see_also ids="637829"]
В-третьих, приостановить либерализацию по капитальным и текущим операциям резидентов Украины с нерезидентами до стабилизации состояния платежного баланса, а также начать проведение НБУ действенного мониторинга соблюдения режима валютного регулирования субъектами внешнеэкономической деятельности.
В-четвертых, в случае возникновения новых мощных шоков для платежного баланса Украины не стоит исключать возврата к более жесткому варианту системы валютного регулирования, действовавшей на начало войны.
В-пятых, но не в-последних, активизировать дипломатические усилия Украины и инициировать переговоры с институтами ЕС и странами-членами о создании специального фонда экономической поддержки и поддержки в сфере безопасности нашей страны в рамках коллективного бюджета ЕС начиная с 2026 года. Такой фонд мог бы наполняться за счет взносов стран-членов из собственных бюджетов в сумме 0,25% их ВВП ежегодно (предложение Верховного представителя ЕС Каи Каллас), конфискованных российских суверенных активов и размещений оборонных облигаций ЕС на финансовом рынке.
[votes id="2617"]