Материальное положение россиян постепенно ухудшается, "гонения" на автомобилистов в виде платных парковок, удорожания ОСАГО и т. п. нарастают, и все же сограждане не готовы отказываться от мечты о собственном автомобиле. Несмотря ни на что, они продолжают прилагать максимум усилий, чтобы приобрести заветное авто или обменять на новое уже имеющееся.
Однако проблема заключается в том, что при сохраняющемся желании возможности граждан накопить средства на приобретение автомобилей стремительно сокращаются. Все это заставляет их все чаще обращаться за недостающими суммами к банкам, обрекая себя на "автокредитную" кабалу.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ) и агентства "Автостат", в первом квартале 2017 г. доля кредитных автомобилей в общем объеме автомобильного рынка подскочила до 45%. И это при том, что годом ранее эта цифра составляла составляла 38%, а в январе - марте 2015 г. 22%.
Неудержимое стремление граждан к приобретению личного автомобилей, в том числе и ценой попадания в "кредитную кабалу" активно поощряется и самими банками. Так, в первом квартале 2017 г. объемы кредитов выданных на покупку автомобиля взлетели более чем на треть (+37,3%) или на 23,6 млрд руб. , составив порядка 87 млрд рублей.
Как отмечает НБКИ, на основе данных четырех с лишним тысяч кредиторов, в январе - марте этого года количество купленных в кредит машин составило 126,3 тыс. , что на 23,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Объясняется данное явление достаточно просто: значительная часть населения еще не успела осознать снижения собственного уровня жизни, и не видит необходимости сокращения личного потребления.
"Тучные годы" начала 2000-х, когда доходы населения стремительно росли, изменили психологию потребления. Человек, имеющий работу, считал, что она будет у него всегда, а значит, зачем копить средства на какие-либо покупки, если проще купить необходимое в кредит и расплачиваться за него в последующем периоде.
Благодаря сохраняющемуся сегодня низкому уровню безработицы, большинство россиян не видят перспективы остаться без источников существования, но с кредитами. В тоже время, привычка делать большие потребительские покупки с отсроченным платежом, сформировавшаяся в начале 2000-х, у них никуда не делась.
В большинстве своем они еще не замечают того, что нынешний их уровень доходов уже не обеспечивает прежних возможностей, а значит в кредит приходится брать все большие суммы, растягивая займы на как можно более длительный период.
Именно об этом свидетельствуют приведенные выше данные по продажам автомобилей.
Представляет ли все это опасность для населения и экономики в целом? Безусловно, да.
По данным февральского "Мониторинга экономической ситуации" от РАНХиГС, долг россиян перед банками, накопленный во время бума потребительского кредитования, тяжким бременем лежит на кошельках россиян, превратившись в "черную дыру", засасывающую деньги и тормозящую экономику.
По данным ЦБ, на февраль 2017 г. граждане РФ были должны банкам 10,7 трлн рублей. Объем обязательных платежей по этим займам за год составил 4,6 трлн руб. , из них 1,8 трлн - ушло на оплату процентов.
По мнению экономистов, банковская система в сложившейся ситуации превратилась в "пылесос", выкачивающий ресурсы из экономики и кошельков граждан.
Может ли этот процесс принять угрожающие масштабы?
Пока уровень безработицы в России невысок, ситуация с "кредитным бременем" россиян не перейдет критической черты. В худшем случае, кредитная нагрузка заставит семьи снизить общее потребление и начать экономить на всем, лишь бы не допускать неплатежей по кредитам.
Гораздо хуже может оказаться в том случае, если безработица в стране начнет расти. Безработный, "увешанный" кредитами, - крайне сложный социально-экономический субъект, и последствия возможного роста числа таких людей сегодня совершенно непредсказуемы.