Пропасть между кредитором и заемщиком, конечно, есть. Но из бесед с экспертами мы определили три альпинистских троса, которыми российские банки страхуются от падения в яму кризиса.
Трос первый, самый надежный. Очень эффективная ставка. Когда клиент получает потребительский или экспресс-кредит, его внимание обычно умело фокусируют на годовых процентах. Вроде как в них весь смысл. Структура кредита тогда кажется человеку простой и незамысловатой: взял сто тысяч, через пять лет вернул, а за каждый год пользования этими деньгами отдал, к примеру, по 18 процентов годовых.
Итак, упрощенная схема потребительского кредитования:
- заявленная ставка по процентам годовых: 18 процентов в год;
- комиссия за его выдачу: 3 процента от суммы кредита (единовременно);
- комиссия за его сопровождение: 2 процента (каждый месяц) от суммы кредита, в год - 24 процента.
Суммируем только три этих основных «ингредиента»: 18+3+24. Получаем 45 процентов в первый год. Мы посчитали всего лишь две основные комиссии, которые используют большинство банков, а ставка по сравнению с декларируемой уже выросла на 27 процентов!
Периодические комиссии приносят около 50 процентов дохода банку от кредита - это неофициальная цифра, но, если посмотреть, то сами банкиры, с кем удалось откровенно пообщаться, в ее верности не сомневаются. Соответственно, один плательщик покрывает банку свой кредит и еще одного неплательщика - это минимум.
Трос второй. Ставка больше, чем жизнь. В каждом банке, который активно участвует на рынке потребкредитования, есть специальный отдел по невозвратам. Люди, которые в нем работают, отслеживают клиентскую базу данных и вычисляют «плохие» кредиты. При взыскании небольших займов (до 100 тыс. рублей) банки основной упор делают на прозвон «плохих» клиентов. Но когда сумма долга серьезная или человек не платит слишком долго, у банка есть способы решения этой проблемы. Для этого существуют компании-коллекторы, которые строят свой бизнес на взыскании долгов с клиентов кредитных компаний.
Трос третий. По принципу пирамиды. Это даже не трос, а способ развития. Банк быстро и не задумываясь раздает как можно больше кредитов.
Тем самым он увеличивает свой общий кредитный портфель, не заботясь о его качестве. Этим приемом пользуются как мелкие банковские структуры, так и крупные. Первые - чтобы выгодно продать себя одному из больших игроков рынка. А сами крупняки - чтобы получить долгосрочный займ из-за рубежа.
В обоих случаях пускается пыль в глаза: «Посмотрите, у нас во-ооо-оо какой большой кредитный портфель, мы - серьезный игрок на этом рынке». Реальный процент невозвратов при этом не показывается.