Международные резервные активы Белоруссии с 1 июля 2017 г. будут рассчитываться по методике Международного валютного фонда (МВФ). Об этом Национальный банк республики объявил в среду, 14 июня. Решение было принято спустя два дня после того, как очередная миссия МВФ покинула Минск без согласия помочь деньгами.
Минск подстроился под МВФ. Теперь размер своей казны белорусы будут мерять по мерке МВФ, то есть учитывать только те валюты, которые эта международная финансовая организация со штаб-квартирой в Вашингтоне считает резервными. Российский рубль в данный список не входит. Поэтому и Минск отныне не будет учитывать рублевые активы при подсчете госсредств.
Соответственно, с 1 июля состояние республики заметно уменьшится - по крайней мере, по отчетности это будет выглядеть так. К примеру, на 1 июня 2017 г. объем золотовалютных резервов Национального банка Белоруссии составлял $5,239 млрд по стандарту МВФ и в $5,604 млрд по национальному стандарту, то есть с учетом рубля и ряда некоторых других неугодных МВФ валют. Таким образом переход на международную методику исчисления ведет к потере $365 млн. На бумаге, естественно. Сам Нацбанк страны сразу заявил, что все "вычеркнутые" активы останутся на балансе ведомства и могут быть конвертированы в другую валюту или использованы при госпокупках.
Следует отметить, что нововведение Минска не вызвало переполоха на рынках. "Нацбанк (Белоруссии) с 2004 г. публикует показатели своих резервов, рассчитанные сразу по двум методикам: белорусской и разработанной МВФ. И те специалисты, которые работают с международными структурами, всегда использовали показатель по второй методике. Просто теперь он стал единственным официальным", - пояснил RT эксперт Межбанковского информационного центра Валентин Чекан.
Чтобы понять, зачем белорусам это понадобилось, к гадалке ходить не нужно. Пару дней назад республику покинула очередная миссия МВФ – в очередной раз без обещаний выделить кредит. В ведь Минск уже более года пытается договориться с Фондом о получении $3,5 млрд под 2,28% годовых на 10 лет. МВФ же постоянно выдвигает условия: требует перехода на рыночные расценки услуг ЖКХ, приостановки роста зарплат, приватизации госпредприятий. На это страна идти не хочет, поэтому и пытается разными прочими уступками раздобрить МВФ.
При этом все понимают, что Белоруссия не сможет отказаться от российского рубля - очень уж взаимосвязаны экономики двух стран, и переход в расчетах с Москвой, к примеру, на доллар, Минску не выгоден. Более того, Минск активно уговаривает Москву согласиться на оплату за нефть и газ именно российскими рублями - и, судя по всему, так оно и случится в недалеком будущем. Все-таки кредиты МВФ - история неопределенная, а торговля с соседом идет своим чередом, пусть даже теперь и из того отделения казны, которое окажется неучтенным.