Вот-вот грянет экономический коллапс, схожий с тем, что был в 2008 году. В этот раз с большей вероятностью он придет не из развитых стран, а из развивающихся, которые демонстрируют те же признаки перегрева экономики, что и США накануне предыдущего спада. Но грядущая рецессия может оказаться вдвое сильнее. С таким прогнозом выступил в своем ежегодном отчете Банк международных расчетов (БМР), который также называют Центробанком центробанков.
Аналитиков финансовой организации беспокоит растущая инфляция, ослабление спроса при низком уровне корпоративных инвестиций, увеличение долговой нагрузки и усиление протекционизма. Повышение цен "съедает" экономический рост, говорится в обзоре. Однако политика таргетирования данного показателя на низких уровнях снижает опасения аналитиков.
Хуже обстоит дело с долгами. По данным Institute of International Finance, уровень глобальной долговой нагрузки достиг рекордного показателя в $217 трлн, что эквивалентно 327% глобального ВВП.
Особенно тревожно выглядит ситуация в Китае. Его совокупный долг уже превзошел 304% ВВП. С 2007 г. китайский корпоративный долг вырос на 70% - до 166% ВВП, а задолженность домохозяйств достигла 44% ВВП, тогда как в среднем в развивающихся странах она составляет 35% ВВП. В конце мая Moody's впервые с 1989 года понизило суверенный долгосрочный рейтинг Китая в национальной и иностранной валютах - с "Аа3" до "A1".
Краткосрочные перспективы глобальной экономики БМР оценивает вполне позитивно, считая их "лучшими за долгое время". По оценкам организации, в 2017 г. она вырастет на 3,5%, что недалеко от тех темпов, которыми мировой ВВП рос в "золотое десятилетие" до кризиса 2008 года. Однако в ряде экономик уже срабатывают сигналы тревоги, предупреждающие о приближении финансового шторма.
Серьезным испытанием для финансовой системы станет ужесточение денежно-кредитной политики ведущих Центробанков мира, в первую очередь, ФРС США, которая ускоряет темпы повышения процентных ставок. Это приведет к росту стоимости доллара и заимствований.
До недавних пор ультрамягкая монетарная политика облегчала обслуживание долгов, маскируя риски. Переход к ее ужесточению может выступить триггером кризиса или усилить финансовый крах в наиболее уязвимых странах, говорится в отчете банка.
Согласен с этим выводом и директор по анализу финансовых рынков и макроэкономике УК "Альфа-Капитал" Владимир Брагин. По его мнению, глобальные Центробанки пропустили тот момент, когда можно было относительно безболезненно повышать ставки. Их действия сами по себе не станут причиной кризиса, но могут послужить спусковым крючком для него. А тучи над мировой экономикой сгущаются просто в силу того, что она подходит к завершению очередного делового цикла, который оказался слабее предыдущего, но при этом более продолжительным.
Эта слабость и сбила с толку регуляторов. Темпы роста экономики были ниже тех, что наблюдались до 2007 года. И это, на взгляд эксперта, привело к серьезным ошибкам в оценке ситуации Центробанками и правительствами, потому что они ориентировались на завышенные показатели по инфляции, росту ВВП и другим индикаторам, и не спешили ужесточать монетарную политику.
"А экономика, скорее, росла тогда слишком быстро, чем сейчас слишком медленно. Сейчас экономика растет ближе к нормальным долгосрочным значениям, чем последние 20 лет до этого", - сказал аналитик.
Проблема в том, что не только Центробанки и правительства, но и участники рынка ориентируются на показатели "золотых лет". Завышенные ожидания - причина многих кризисов. В последнее время глобальная экономика росла хорошо, но источники этого роста уже исчерпаны. Инфляция вышла на целевые рубежи, безработица очень низкая. "Текущий момент показывает, что большая часть циклического роста уже прошла", - констатировал Брагин.
Но Центробанки не заготовили себе достаточного пространства для маневра в рамках этого делового цикла, хотя была такая возможность. Их излишняя осторожность может сыграть плохую шутку на следующем понижательном цикле, когда у регуляторов просто не будет возможности сильного смягчения денежно-кредитной политики. И новый неизбежный кризис станет более болезненным.
Собственно, именно поэтому ФРС сейчас пытается ускорить темпы повышения ставок, несмотря на то, что последние данные по развитию американской экономики не слишком хорошие, и растет она уже не так быстро. Примерно так же будет размышлять и ЕЦБ, но его возможности ограничены, поскольку банк является регулятором не для одной страны, а для всего ЕС и еврозоны.
Европейские государства находятся на разных стадиях делового цикла, и оптимальная для каждого денежная политика заметно отличается. Если в Германии сейчас экономика в отличном состоянии и там можно смело повышать ставки, то в случае Италии или Испании это может быть смерти подобно для финансовой системы. Поэтому сверхмягкая политика ЕЦБ, скорее всего, сохранится надолго.
Ужесточение денежно-кредитной политики может стать поводом для кризиса, но его причина гораздо глубже, и предсказать, что именно послужит триггером для нового финансового взрыва, равно как и время появления рецессии, невозможно. Но риск есть, и спад может начаться в любой момент.
"Экономика по-другому не работает. Эти спады и подъемы - вещь, которая будет постоянно. Мы всегда будем находиться либо в одной стадии, либо в другой", - предупредил эксперт.
Но есть и другая точка зрения. Заместитель директора Института актуальной экономики Иван Антропов полагает, что в мировом масштабе экономике сейчас ничто не угрожает. Он уверен, что ужесточение монетарной политики – это не предвестник будущего кризиса, а показатель нынешнего здоровья экономики.
"Это всего лишь реакция на то, что экономика становится здоровой и приходит в норму. Мягкая денежно-кредитная политика – это была мера по выходу из кризиса. Сейчас же многие социально-экономические показатели достигают целевых значений и, соответственно, денежно-кредитная политика многих стран приходит в свое нормальное состояние", - сказал эксперт.
По его словам, мировая экономика показывает стабильный рост, ее развитие налицо.
Да, случаются проблемы, как, например, в Европе с дефляцией или с кризисом перепроизводства. Но как показывает время, и с ними успешно справляются. Экспорт наращивается, находятся новые рынки сбыта. Даже Италия со своей хрупкой банковской системой на данный момент более или менее растет.
"И если каких-то серьезных потрясений в Европе не будет, а пока там вроде все достаточно спокойно, и волнения по поводу выхода Великобритании из ЕС тоже поутихли, особых глобальных рисков на ближайшее время я не вижу", - резюмировал экономист.