"Транснефть" подала кассационную жалобу на решение апелляционного суда по иску компании к Сбербанку на 67 млрд рублей, сообщает Лента. Ру со ссылкой на источники в Арбитражном суде. В начале июня арбитраж удовлетворил иск "Транснефти" о взыскании со Сбербанка убытков по деривативам на 67 млрд рублей вследствие ослабления рубля. Девятый арбитражный апелляционный суд 23 августа отменил решение по иску. "Транснефть" в отчете за 2014 год сообщила, что в декабре 2013 года "в целях снижения стоимости обслуживания корпоративных облигаций" заключила сделку с банком, контролируемым государством. Сделка состояла из двух опционов на покупку и продажу долларов с барьером 45 рублей за доллар. В случае, если курс оставался ниже указанной отметки, «Транснефть» получала опционную премию около миллиарда рублей. Сценарий, когда курс преодолевал барьерное значение и для транспортной монополии возникала угроза неограниченных убытков, не рассматривался как реальный. Но именно он и реализовался на практике. Осенью 2015 года, когда подошло время закрытия сделки, «Транснефть» выплатила банку более 66 млрд рублей. Симпатии участников рынка в этом споре разделились. Финансовое сообщество, банки, и даже Центробанк поддерживают Сбербанк. Это происходит, в том числе, потому, что в 2014 году на производных финансовых инструментах потеряла не только «Транснефть», но и, по данным «Ведомостей», многие другие крупные компании реального сектора: «Роснефть», «Аэрофлот», «Новатэк», «Лента», «Уралкалий», АХК «Сухой». В случае победы «Транснефти» все они также могут пойти в суды и несмотря на то, что в России не действует прецедентное право, отсудить у банков огромные суммы. Однако решение в пользу «Сбербанка» может пошатнуть отечественный рынок производных финансовых инструментов ничуть не меньше, чем решение в пользу «Транснефти», которое вызвало серьезное беспокойство ЦБ. Инвесторы также должны чувствовать юридическую защищенность, иначе они просто перестанут участвовать в подобных сделках в российской юрисдикции.
Более того, решение в пользу банка в подобной ситуации противоречит европейской практике (там инвесторов за редким исключением считают менее квалифицированными участниками рынка, чем банки), где рынок деривативов сложился гораздо раньше.
Что характерно, и сторонники «Транснефти», и сторонники «Сбербанка» соглашаются с тем, что решение суда по этому спору определит развитие рынка производных финансовых инструментов на ближайшие несколько лет. И что он, рынок, уже давно нуждается в регулировании — во избежание повторения таких ситуаций и обеспечения финансовой стабильности.