Россказни министр финансов Александр Данилюка о "мажорных" результатах его визита в США никого не убедили. Чиновник рассказывал о том, что де и Более того, публично сообщил, что и переговоры с Фондом о сохранении цены на газ движутся успешно и до конца Незалежная может рассчитывать на еще один транш от МВФ на сумму 1,8 млрд долларов. Все это неправда, заявил заместитель директора Украинского центра социальной аналитики Валерий Песецкий. На уступки по цене на газ МВФ идти не собирается, о чем лично заявил заместитель главы МВФ Липтон, а тема нового транша в ходе переговоров с киевской делегацией во время ее визита в США даже не поднималась, так что Данилюк попросту лжет, - утверждает эксперт. Глава Минфина Украины делает это намеренно – Киев сейчас серьезно озабочен, как бы не случилось паники на финансовом рынке и обвала национальной валюты, считает Песецкий. Основания для этого есть – ситуация с долгами у Незалежной аховая. Только за этот год страна должна была выплатить $2,7 млрд. Часть из них – в погашение кредитов тому же МВФ, часть - выплаты по украинским еврооблигациям.
На Банковой рассчитывали рассчитаться за счет нового транша Международного валютного фонда. Но если его не будет, денег взять попросту неоткуда. Но это не единственная дыра в худом кармане Незалежной. Только за первое полугодие текущего года отрицательное сальдо торгового баланса Украины составило около $3,5 млрд. Если такая динамика сохранится и дальше, то эта сумма может удвоиться. Как отмечает Песецкий, это тоже валютный долг, только оформленный контрактами импортеров. Как только они распродадут этот закупленный за рубежом товар, тут же ринутся на межбанковский рынок, чтобы закупить валюту, прогнозирует эксперт. А там ее для них не будет. Таким образом, $3 млрд госдолга, да еще $7 млрд по коммерческим контрактам – итого, $10 млрд валютных выплат повисают над Украиной дамокловым мечом. Собственных средств у Незалежной, $5 млрд (в резервном фонде). Потратив их, Киев останется, как говорится, без штанов. И средства МВФ, даже если их удастся вырвать, пускать на погашение коммерческих кредитов запрещено. А в следующие годы бремя будет только нарастать: в 2018 году на обслуживание внешнего долга Украине нужно $4,1 млрд, в 2019-м – уже $6,1 млрд и еще $7,5 млрд в.
2020-м. Так что, как ни крути, выскочить из долговой ямы Незалежной вряд ли светит. Едва ли не единственное, что сейчас может сделать Киев, прогнозируют эксперты – девальвировать национальную валюту. В этой связи они вспоминают слухи о выпуске 1000-гривневой купюры, которые будоражили рынок около полугода назад. Украинцы еще не забыли, какая свистопляска была в 2008 году, когда в обращение была введена 500-гривневая «бумажка». Тогда на пике паники курс национальной валюты упал в пять раз, а потом отскочил, но в итоге гривна обесценилась практически вдвое.
Песецкий полагает, что ближайшая перспектива – крах украинской национальной валюты, ее многократное обесценивания. Но это приведет к полной деградации социальной сферы Незалежной, которая и без того едва-едва дышит. А долги, которые с завидным упрямством выбивает из Запада Киев, высасывают все соки. Где уж тут заботиться о стариках и детях.
"Социальная сфера превращена в рэкет населения со стороны власти", - заявяет заместитель директора Украинского центра социальной аналитики.