О том, что российский средний, малый и сверхмалый бизнес по целому ряду причин остается своеобразной "терра инкогнита", живущей по своим правилам, мало соответствующим действующим в стране правилам и законам, известно каждому. При этом хорошо известно и то, что винить в этом бизнесменов, по меньшей мере, несправедливо. Как еще могла развиваться эта область экономики, если государство на протяжении последних лет старалось не замечать ее в упор, делая ставку на крупные компании и огромные госкорпорации.
Не удивительно, что за это время отечественное малое и среднее предпринимательство (МСП) с головой ушло в "серую", а кое-где и "черную" зону, будучи отданным на откуп местным чиновникам и силовикам.
Час пробил Впрочем, по целому ряду признаков можно сказать, что "серой" зоне, в которой пребывает отечественный МСП, приходит конец. Объяснение этому достаточно простое: сложная экономическая ситуация и жесткие зарубежные санкции заставляют государство мобилизовывать все имеющиеся источники доходов, одним из которых является МСП.
Идея во всех отношениях похвальная, так как, с одной стороны, способствует появлению четких правил и гарантий безопасности для бизнесменов, а с другой – открывает еще один источник доходов государственного бюджета.
Бизнес-омбудсмен РФ Борис Титов. ФОТО: Ольга Соколова / "Yтро" О том, что руки у государства до малого и среднего бизнеса наконец-то дошли и при этом оно не желает действовать подобно слону в посудной лавке, может свидетельствовать Всероссийская конференция уполномоченных по защите прав предпринимателей, состоявшаяся на этой неделе в Краснодаре.
Как отметил в ходе мероприятия уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов, выведение малого и среднего бизнеса из "тени" позволит уже к 2025 году увеличить экономический рост в среднем на 2,5%.
В пользу того, что первые шаги в этом направлении уже сделаны, может свидетельствовать представленная на конференции программа под названием "Свет для гаражной экономики". Это вполне продуманный документ для стимулирования выхода из тени малого и среднего бизнеса.
Дрожь по телу Чтобы в полной мере можно было оценить масштаб проблемы, в программе приводятся статистические данные о состоянии "серого" сектора экономики. По словам Титова, Россия занимает 4-е место в мире по масштабам теневой экономики, достигающим 39% от ВВП, уступая только Украине (46% от ВВП), Нигерии (48% ВВП) и Азербайджану (67% ВВП).
Всероссийская конференция уполномоченных по защите прав предпринимателей. ФОТО: Ольга Соколова / "Yтро" По данным Минтруда, до 15 миллионов россиян полностью исключены из официальной экономики. Доходы граждан, занятых в теневом секторе, в 2017 году составили 10,9 трлн рублей, а доля тех, кто постоянно получает зарплату "в конвертах", согласно исследованию Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС, - 31,4%.
Способы лечения Можно ли как-то изменить эту ситуацию? По мнению бизнес-омбудсмена, да. Представленная программа предполагает создание системы государственного регулирования, стимулирующей выход МСП из тени. Титов считает, что это позволит к 2025 году увеличить вклад МСП в ВВП страны с 20% до 30%, а число рабочих мест, создаваемых МСП, - с 26% (18,8 миллиона) до 45%.
Реализация программы должна осуществляться по меньшей мере по пяти направлениям: установить максимально простой режим регулирования деятельности; обеспечить предпринимателей необходимыми кредитными ресурсами;
обеспечить бизнес производственной и иной инфраструктурой; освободить предпринимателей от ответственности за ошибки прошлых лет; сделать так, чтобы несоблюдение требований законов стало невыгодным для бизнеса.
Лайфхаки для бизнеса Новую программу отличает набор конкретных мер, относящихся к конкретным аспектам и ситуациям.
Важнейшей на сегодняшний день задачей является упорядочение деятельности граждан, которые занимаются той или иной коммерческой деятельностью без образования юридического лица. Прежде всего это те, кто занимается частной преподавательской, репетиторской или ремонтной деятельностью, а также другими видами "фриланса". С одной стороны, эти люди, подобно работающим по найму, нуждаются в определенных социальных гарантиях, с другой – государство хотело бы получать от них хотя бы какие-то отчисления, а также иметь представление относительно их численности.
Попытки решения вопроса самозанятых предпринимались и ранее, однако практика создания ИП и продажи патентов довольно быстро завершилась провалом.
Новая программа предполагает максимальное упрощение условий регистрации самозанятых и снижение платежа в адрес государства. По мнению Титова, только так можно заставить всех этих людей выйти из тени и тем самым принести государству определенный доход. Как полагает омбудсмен, платежи самозанятого работника могли бы быть сведены к 10 тысячам рублей в год в федеральный бюджет и максимум 10 тысячам рублей в региональные.
Еще одной интересной находкой можно назвать презентованный на конференции специальный электронный сервис "Набат". Его смысл - в быстрой и квалифицированной помощи предпринимателю, подвергшемуся проверке со стороны тех или иных контролирующих органов.
Как показывает практика, именно такие проверки являются питательной средой для возникновения повальной коррупции. "Набат" позволяет предпринимателям получить оперативную помощь уполномоченного по делам бизнеса в случае внеплановой проверки или обыска. Нажатие "красной кнопки" выводит ситуацию из плоскости взаимоотношений "бизнесмен – проверяющий", поднимая ее на более открытый уровень, где в защиту интересов предпринимателя включаются юристы и уполномоченные.
Есть ли решение?
Позволит ли озвученная программа найти решение проблемы теневого бизнеса? Вполне возможно, что да. По крайней мере уверенности в этом добавляет та энергия, с которой подошли к теме представители института бизнес-уполномоченных.
Возможно также, что многие предложения окажутся оспоренными и впоследствии будут модернизированы. Так, например, определенные сомнения вызывает работоспособность нового принципа отчислений для самозанятых. Многие эксперты полагают, что ежегодное отчисление 10 тысяч рублей в федеральный центр и примерно такая же сумма на местном уровне – это слишком большая цифра для жителей целого ряда регионов. В итоге, получается такая же ситуация, как и с ИП и патентами, когда минимизация налогов для "индивидуалов" была компенсирована крупными цифрами обязательных платежей.
Имеет ли эта ситуация решение? Конечно.
"Федеральной цифры не должно быть вообще, - говорит вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова.
– Какой должна быть цифра, решать могут только регионы, для которых, впрочем, также должна существовать верхняя планка".
Все это показывает, что нерешаемых проблем в деле вывода МСП из тени не существует: любой спор может быть решен с помощью компромисса между бизнесом и государством, которые взаимно заинтересованы в благополучии друг друга.