Глава государства попросил членов правительства просчитать увеличение расходов бюджета на образование, здравоохранение и инфраструктуру. Это повысит производительность экономики, увеличит долю экономически активного населения, снизит уровень бедности и обеспечит благосостояние. Главный вопрос - где взять деньги на подобную реформу. Чиновники и эксперты обсуждают несколько вариантов финансирования. Во-первых, после проведения президентских выборов для реализации программы могут быть увеличены налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и акцизы на предметы роскоши. Такая возможность обсуждалась на совещаниях на высшем уровне, сообщают "Ведомости" со ссылкой на их участников. В России может быть фактически введен прогрессивный подоходный налог. Получится ступенчатая шкала налогообложения, при которой граждане будут отдавать в бюджет с каждой зарплаты 15%, а не 13%, как сейчас. Но при этом увеличится налоговый вычет, а беднейшие слои населения (чей доход не дотягивает до 45% от средней зарплаты) вообще освободят от налогов. То есть основная нагрузка ляжет на тех, кто прилично зарабатывает. Во-вторых, средства на человеческий капитал и инфраструктуру могут освободиться за счет перераспределения денег в бюджете. Идею бюджетного маневра отстаивает глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин.
Он предлагает к 2024 г. увеличить расходы на образование на 0,8% ВВП, на здравоохранение - на 0,7% и на инфраструктуру - на 0,8% по сравнению с 2017 годом.
При этом расходы на оборону не будут снижены, зато заметно сократятся траты на правоохранительные органы и на контрольно-ревизионный аппарат. Они сейчас сильно раздуты, их оптимизация позволит высвободить 1% ВВП. ЦСР рассчитывает, что полная реализация его программы ускорит экономический рост до 3% уже в 2019 году. В-третьих, источником средств может стать ослабление бюджетного правила. Сейчас правительство откладывает про запас все доходы от продажи нефти по цене свыше $40 за баррель. Но сегодня черное золото стоит уже $69, поэтому государство может позволит себе тратить чуть больше. Цену отсечения можно повысить хотя бы до $45. Это дополнительно принесет бюджету на текущие расходы порядка 1% ВВП. В-четвертых, Минфин и Минэкономразвития предлагают мобилизовать дополнительные средства за счет обеления экономики и увеличения адресности социальной поддержки. К этому можно добавить и структурные реформы, которые сами по себе направлены на ускорение роста ВВП и дополнительных доходов бюджета. Наконец, действенным, но малопопулярным способом получения свободных денег является повышение пенсионного возраста. Эксперты говорят, что полученные таким образом средства нужно будет полностью пустить на здравоохранение, поскольку основными потребителями медуслуг выступают лица пожилого возраста, за чей счет, по сути, проводится реформа. Необходимо повысить доступность и качество услуг в первичном поликлиническом звене, инвестировать в высокотехнологичную медицину.
Специалисты больше склоняются к перераспределению бюджетных расходов. "Политически приемлемый маневр должен, как правило, сопровождаться перераспределением дополнительных доходов от экономического роста, а не сокращением номинальных расходов", - полагает ректор РАНХиГС Владимир Мау. Но если экономический рост будет ниже обещанных 3%, придется высвобождать дополнительные ресурсы: повышать пенсионный возраст, отменять налоговые льготы, повышать подоходный налог или смягчать бюджетное правило.