Американский Минфин готов смягчить условия санкций против "Русала". Об этом заявило в понедельник, 23 апреля Управление по контролю за иностранными активами ведомства (OFAC), ответственное за экономические санкции в отношении российских компаний.
Более того, не исключена возможность их полной отмены. В подтверждение своих благих намерений OFAC изменило условия уже введенных ограничений. Так, согласно новой генеральной лицензии – №14, – сроки проведения и завершения сделок с российской компанией для юридических лиц в США продлевается на полгода. Изначально, в соответствии с решением американского Минфина, все деловые договоренности с "Русалом" американские компании должны были разорвать до 5 июня. Теперь проведение операций с российским алюминиевым гигантом возможно вплоть до 23 октября. Это касается сделок по завершению ранее заключенных с "Русалом" договоренностей. Более того, для компаний, не попадающих под американскую юрисдикцию за такие операции вторичные санкции вводиться не будут. На этом аттракцион неслыханного сострадания в отношении российской алюминиевой компании не заканчивается. Вишенкой на этом огромном торте американской милости является утверждение о том, что санкции в отношении "Русала" могут быть сняты вообще. Дальше начинается самое интересное. По версии OFAC, ограничения могут быть сняты в том случае, если Дерипаска будет лишен контроля над компанией или добровольно откажется от нее. Дополнительным условием снятия санкций является "отсутствие другой неблагоприятной информации" о компании и подтверждение всех фактов, указанных в ходатайстве самого "Русала" о снятии санкций. Напомним, после решения американского Минфина, компания сразу же подала заявку на исключение из черного списка (SDN list), в который она была внесена американцами. Как заявил глава американского Минфина Стивен Мнучин, объясняя столь неожиданный поворот, правительство США не ставит своей целью бить по простым работникам алюминиевой империи Дерипаски, полностью зависимым от своего работодателя. Реакция рынков на заявления Минфина США была моментальной:
к середине дня понедельника акции "Русала" на Московской бирже подскочили более чем на 13%, а цены на алюминий на Лондонской бирже обвалились на 8,3%. Что же произошло за эти дни, и почему американская сторона столь резко изменила свои взгляды на "Русал", Дерипаску и всю санкционную политику в отношении России? Скорее всего, такое решение продиктовано как минимум двумя причинами. Во-первых, за эти несколько дней в США оценили негативные рыночные последствия своих действий. Резкий рост цен на алюминий вряд ли входит в планы американского правительства, даже если и предположить, что введение санкций проходило не без "консультаций" с американскими конкурентами "Русала". Во-вторых, демонстративное и "точечное" наказание якобы приближенного к российским властям олигарха Олега Дерипаски будет иметь несоизмеримо больший политический эффект, чем "ковровая зачистка" российской алюминиевой отрасли и обвал мирового рынка алюминия. Существует и третий аспект, о котором также следует упомянуть. Нельзя исключать, что с момента введения "алюминиевых" санкций между США и Россией начались-таки некие переговоры. Более того, нельзя исключать, что на них сторонам удалось прийти к какому-то подобию компромисса. Косвенным подтверждением тому стал перенос на середину мая рассмотрения закона о контрсанкциях в российской Государственной думе. Ни для кого не секрет, что в случаях "экстренной необходимости" депутаты демонстрируют чудеса работоспособности, принимая важнейшие законы в сжатые сроки. Тут же их кто-то явно попросил "придержать поводья".
На чем может базироваться предполагаемый компромисс?
В ходе обсуждений в России вопроса, что делать с "Русалом", в последнее время не раз звучали предложения о разделе, обезличивании или даже национализации компании. Со слов представителей российской стороны было понятно, что для минимизации последствий произошедшего они в принципе готовы пожертвовать Дерипаской в роли всероссийского алюминиевого магната.
Не было счастья, да несчастье помогло – последние действия американского Минфина дают российской стороне редкую возможность разрулить ситуацию с наименьшими потерями для всех, включая себя, Дерипаску, американцев и даже рабочих "Русала".
Обвалившиеся цены на акции "Русала" и огромные финансовые потери самого Дерипаски – хороший способ для национализации его компании, или разделения ее на части с последующей их передачей в номинальное владение. Таким образом, Россия, по сути, в точности выполняет требование OFAC – убрать Дерипаску из "Русала". В этой ситуации в выигрыше остаются все: государство задешево получает контроль над алюминиевой отраслью; Дерипаска избегает банкротства (хотя и получает "волчий билет" в США); Америка остается с прежними объемами поставок недорогого алюминия и чувством глубокого удовлетворения от "победы над злом", а рабочие "Русала" – с работой и зарплатами.