Продажа знаменитого мраморного тондо «Мадонна Таддеи» Микеланджело из коллекции Королевской академии художеств обсуждается не впервые. Спустя 40 лет к этому вопросу вернулись вновь — на этот раз для возможного решения финансовых проблем, возникших из-за пандемии COVID-19.
Королеву, которая является попечительницей академии, тогда проинформировали: «Мы можем продать что-то из коллекции, но это скользкий путь. Единственный объект, способный решить наши проблемы [то есть тондо Микеланджело], многие считают национальным достоянием». Впоследствии Королевская академия отказалась от продажи, даже несмотря на то, что ей так и не удалось получить помощь от Художественного совета Англии.
Сегодня стоимость «Мадонны Таддеи» (которая называется так по имени заказчика) могла бы составить несколько сотен миллионов фунтов, в особенности после продажи в 2017 году «Спасителя мира» Леонардо да Винчи за $450 млн. Практически невозможно представить, что какой-либо из национальных музеев Великобритании сможет позволить себе такое приобретение, так что покупатель скульптуры, скорее всего, будет из-за рубежа.
Большой круглый рельеф Микеланджело, высеченный из мрамора в 1504–1505 годах, изображает Марию с младенцем Христом и Иоанном Крестителем. В 1830 году тондо передал в собрание Королевской академии сын коллекционера сэра Джорджа Бомонта, пожелавшего, чтобы к произведению «предоставили свободный доступ для всех художников».
Сообщается, что идея продать тондо «привела в ужас» президента Королевской академии Ребекку Солтер. Представительница институции говорит: «Королевская академия художеств не намерена продавать какие-либо вещи из своей коллекции. Для нас забота о выдающихся произведениях искусства — большая честь и ответственность. Наша обязанность — сохранить постоянную коллекцию, чтобы ею могли наслаждаться нынешние и будущие поколения».
В числе противников продажи — прогрессивный член академии Патрик Брилл, работающий под псевдонимом Боб и Роберта Смит. «Нельзя позволять олигархам и аукционистам растаскивать активы национальных коллекций, — говорит он. — Мы должны создать новый объединенный государственно-частный поток финансирования для сохранения рабочих мест.
Если бы с этой целью устроили большую распродажу современного искусства, мы с коллегами с удовольствием пожертвовали бы для нее отличные произведения искусства».
Скорее всего, списание тондо из коллекции встретит сопротивление подавляющего большинства академиков. В общей сложности организация насчитывает 80 членов, которые собираются трижды в год. Судьба тондо будет обсуждаться на ближайшей встрече, назначенной на декабрь.
Источник: theartnewspaper