Кабмину нужно срочно внимательно оценить перспективы сохраняющейся высокой импортозависимости страны в сфере нефтепродуктообеспечения и не допустить увеличения поставок из России. Об этом говорится в пресс-релизе Консалтинговой группы «А-95», пишет enkorr.ua.
Отмечается, что за 11 месяцев текущего года импорт дизтоплива составил 85% от баланса рынка, что фактически отвечает уровню предыдущего года (84%).
Хотя в структуре поставок произошли позитивные изменения. Доля импорта из РФ снизилась до 24% (1,779 млн т), тогда как в 2020 году был установлен исторический рекорд поставок из РФ – 2,614 млн т, что составило 35% рынка. Максимальная доля российского ДТ была достигнута в 2018 году – 40% (2,597 млн т).
Однако падение поставок из крупнейшего источника стало причиной увеличения импорта дизтоплива через морские порты с 775 тыс. т в 2020 году до 1,1 млн т за 11 мес. 2021 г. Доля этого канала снабжения выросла с 10% до 15%.
Согласно сообщению, на максимальных оборотах в последние семь лет находится и украинская нефтепереработка.
«Главной причиной позитивных изменений в структуре поставок стала остановка прокачек дизтоплива по нефтепродуктопроводу «Прикарпатзападтранс». Соответственно, это и есть необходимое, пускай и не полностью достаточное условие для сохранения и дальнейшего развития диверсификации источников поставок топлива в Украину», – говорит директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
По мнению эксперта, Кабмин должен продлить 4%-ую пошлину на трубопроводные поставки российского дизтоплива, действие которой заканчивается 31 декабря 2021 года.
«Отмена пошлины откроет путь массированным прокачкам в объеме 100-150 тыс. т дизтоплива в месяц, что в сумме с ж/д поставками увеличит долю России до 50% украинского рынка. Это неразумно и очень опасно, особенно в условиях новой политической эскалации», – считают в «А-95».
По мнению экспертов, для снижения импортозависимости в топливной сфере правительство должно стимулировать увеличение нефтепереработки путем защиты внутреннего производителя, а также с помощью стимулирующих тарифов на импорт сырья и экспорт нефтепродуктов.
Аналогичные меры в комплексе с обеспечением достаточных железнодорожных мощностей необходимы для дальнейшего наращивания «морского» импорта топлива.
«Потенциал украинских НПЗ и морских портов способен полностью покрыть потребности Украины в бензине и авиатопливе, а также может сократить импорт дизельного топлива из России и Беларуси более чем на 50%, до суммарных 30-35%.
Одновременно государство получит резкий рост доходов от загрузки НПЗ, портов, железной дороги и нефтетранспортной системы», – заявили в Консалтинговой группе «А-95».
[see_also ids="478234"]
Как писало ZN. UA, проект «Рейтинг. Бизнес в официальных цифрах» опубликовал оперативные данные об уплате налогов сетями АЗС за девять месяцев 2021 года. В своей статье - «Короли и шуты-2: как платят налоги сети АЗС в 2021 году» Сергей Куюн, директор ООО «Консалтинговая группа А-95», проводит краткий анализ этих увлекательных данных.