На одно из направлений президентской программы «Большое строительство», а именно реконструкцию и строительство дорог, в 2021 году выделено около 140 млрд грн, то есть 11% всех расходов государственного бюджета. Маржинальность этого бизнеса на завышении цены асфальта составляет от 20%, пишет Юрий Николов в статье «"Схемная" дюжина. На чем государство теряло самые большие средства в 2021-м».
Такой процент достигается за счет повышения ожидаемой стоимости работ и ограничения конкуренции на тендерах.
«Следовательно, потоки Укравтодора позволяют Владимиру Зеленскому отказаться от олигархических денег и осуществлять собственную политику за счет своей политической силы», - объясняет автор.
По консервативным подсчетам, содержание 200–250 народных депутатов и топ-чиновников на уровне от 20 до 50 тысяч долларов в месяц может стоить от 1 млрд грн в год. Это составляет менее 1% государственных расходов на дороги.
[see_also ids="479179"]
Кроме этого, у президента есть личный профит от «Большого строительства». СМИ и билборды вдоль дорог насыщены рекламой того, что все ремонты дорог выполняются по программе президента «Большое строительство», что очевидно должно влиять на его рейтинг. 25 тысяч избирателей уже поддержали петицию за то, чтобы на биллбордах была фраза, что эти ремонты производятся «за средства налогоплательщиков». Но президент ответил, что этого делать не будет. Вместо этого он поручил правительству создать сайт об этом строительстве и уже его рекламировать на биллбордах.
Официальных итогов ремонта и строительства дорог за 2021 год еще нет. В 2020 году, согласно отчету «Большого строительства», в Украине отремонтировали и построили 4056 километров дорог государственного значения и 2527 км дорог местного значения, а также отремонтировали 258 мостов и путепроводов.
Детальнее о том, как коррупционные схемы работают на ремонте дорог, читайте в еще одной статье Юрия Николова «Война за деньги «Большого строительства». Второй фронт».