Россия начала терять свою долю на нефтяных рынках Индии и Китая. Агентство Bloomberg зафиксировало, что танкерные перевозки, поставляющие нефть на два самых больших для России рынка, за последние недели упали почти на 30% от пиковых значений весной.
[see_also ids="503745"]
Агентство отмечает, что делать далеко идущие выводы на основе этих данных преждевременно, однако тренд по сокращению потребления азиатским рынком российской нефти вырисовывается достаточно четко. Bloomberg считает, что Азия не сможет полноценно заменить для России западные рынки, однако этого пока достаточно, чтобы получать большие прибыли на фоне рекордных цен на нефть.
[see_also ids="503997"]
По оценкам агентства, Россия сейчас получает около $160 млн доходов в бюджет еженедельно, что почти на 25% выше, чем до начала войны. Однако нынешний показатель доходов уже упал на 25% пиковых значений весны, когда экспорт нефти из России в Азию достигал пиковых значений. Текущий объем танкерных поставок нефти из России агентство оценивает в 3,24 млн баррелей в сутки, с середины июня этот показатель сократился на 467 тыс баррелей в сутки, или 13%.
Средний объем поставок российской нефти в Китай за последние четыре недели составил 784 тыс. баррелей в день, в Индию – 679 тыс. Эти показатели могут возрасти после того, как танкеры из примерно 350 тыс. баррелей нефти раскроют свой конечный пункт назначения.
В настоящее время доля Индии и Китая в экспорте российской нефти колеблется в районе 55-56% против 63% в апреле. Издание отмечает, что даже с учетом танкеров, еще не раскрывших свой пункт назначения, объем поставок российской нефти в Азию упал до минимума за почти четыре месяца.
Как известно, на фоне отказа западных стран от российских энергоносителей, азиатский рынок стал главным покупателем российской нефти и является жизненно важным источником доходов бюджета страны. Сокращение доходов чревато российскими властями серьезными проблемами, поскольку с начала войны в Украине зависимость бюджета от нефтегазовых доходов подскочила до 40%. Россия вынуждена конкурировать на азиатских рынках со своими политическими союзниками – Ираном и Венесуэлой, которые из-за России сократили свои доли в Китае и Индии.
Напомним, страны Большой семерки сейчас прорабатывают механизм введения предельных цен на нефть. С помощью давления на рынок страхования страны планируют запретить танкерные перевозки российской нефти по ценам выше $40-60 за баррель. Представители G7 ведут переговоры с крупнейшими покупателями российской нефти по Китаю и Индией о присоединении к этому механизму.