С начала полномасштабного военного вторжения в Украину, против Российской Федерации и некоторых ее граждан, страны-партнеры ввели семь пакетов санкций и ряд персональных запретов. В мае текущего года Европейский союз согласовал частичное эмбарго на российскую нефть. Тем не менее журналисты проекта «Схемы» обнаружили вероятные пути обхода европейских ограничений, сообщает «Радио Свобода».
Европейские страны ввели запрет судам под российским флагом заходить в свои порты, но это не означает, что российские суда не могут беспрепятственно курсировать в акватории Черного и Азовского морей. Интересно и то, что покидают российское побережье суда загруженными, а возвращаются уже пустыми. Журналисты «Схем» с помощью сервиса MarineTraffic проследили основные маршруты движения танкеров РФ и обнаружили сразу несколько возможных путей обхода санкций.
Первый из них, это отлаженный курс на Турцию. Страны продолжают активные дипломатические и экономические отношения, в то время как ранее уже сообщалось, что Путин обращался к Эрдогану за помощью в обходе санкций. И вполне возможно, что определенные договоренности были достигнуты. В мае и августе текущего года российские танкеры выходили из портов «Азов» и «Кавказ» и беспрепятственно добирались до турецкого побережья. В ответ пустые турецкие танкеры также посещали гостеприимные российские порты и успешно возвращались на родину.
[see_also ids="498201"]
Так же свободное судоходство происходит и между Россией и Грузией. Согласно информации из сервиса MarineTraffic, из порта «Кавказ» в августе в направлении Батуми вышел загруженный танкер, по прибытии груз остался на территории страны.
Следующая, довольно хитрая схема состоит в перегрузке «продукта» непосредственно в море. То есть, поскольку российским кораблям нельзя заходить в европейские порты, ничто не мешает разгружать их не доплывая до суши.
[see_also ids="496299"]
Исследуя данные по MarineTraffic, журналисты «Схем» заметили, что в течение нескольких последних месяцев тринадцать наливных судов, принадлежащих российским компаниям, ходят по одному и тому же маршруту. Танкеры отправляются из портов РФ в Азовском и Черном морях, затем направляются в румынский порт Констанца и останавливаются за 17-20 миль до побережья. Спустя некоторое время "стояния" они возвращаются в Россию пустыми.
[see_also ids="510144"]
Журналисты опубликовали названия этих судов: Mekhanik Antonov, VF Tanker 1, VF Tanker 4, VF Tanker 5, VF Tanker 6, VF Tanker 8, VF Tanker 11, VF Tanker 12, VF Tanker 13, VF Tanker 18, VF Tanker 21.
Далее от румынского побережья российская нефть перевозится двумя путями. Либо непосредственно на кораблях под флагом ЕС направляется к конечному бенефициару, или танкер-накопитель New Legend под флагом Либерии, постоянно пребывающий у порта Констанца, «передает эстафету» следующему судну.
Таким образом, российские энергоресурсы, в обход санкций, могут попадать на европейский рынок.
[see_also ids="509507"]
Также журналистам «Схем» удалось обнаружить, что используемые в транзите танкеры принадлежат компании «Волжское пароходство» Владимира Лисина, самого богатого человека РФ по версии Forbes. Интересно и то, что российский олигарх не входит в почти ни один список персональных санкций. Единственная страна, которая ввела против Лисиного ограничения, это Австралия. То есть, ни в США, ни в Европе, ни даже в Украине, работа его компаний не запрещена. Такая ситуация позволяет беспрепятственно получать сверхприбыли на транспортировке нефти и нефтепродуктов во время войны.