"Санкция по предельной цене" на российскую нефть марки Urals является достаточно действенным механизмом воздействия на агрессора из-за минимизации его доходов. Теперь крайне важно четко отработать механизмы эффективного действия этой санкции в течение нескольких месяцев, не забывая накладывать санкции на те компании, которые отважатся обходить "предельную цену", считает координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы Олег Гетман.
"А уже через несколько месяцев – когда механизм полноценно заработает – необходимо постепенно снижать предельную закупочную цену на российскую нефть, приближая ее к себестоимости энергоносителя".
Негативные ожидания некоторых аналитиков, что РФ будет успешно обходить санкцию "предельная цена Urals" – не оправдались, считает эксперт. Абсолютное большинство стран ЕС и страны G7 – полностью отказались от российской нефти с 6 декабря 2022 года, а страны, официально не присоединившиеся к санкции, вроде Китая и Индии – все равно потребовали больших скидок и сейчас также покупают нефть Urals дешевле, чем "предельная цена".
В то же время не оправдались угрозы Кремля, что Россия не будет продавать нефть тем, кто захочет ее покупать по ограниченной цене. Например, танкеры, которые в течение прошлой недели двигались с российской нефтью в Индию, отвечают условиям "предельной цены" и имеют страховку от западных компаний.
[see_also ids="522713"]
По словам Олега Гетмана, введенные санкции уже привели к существенному падению цен на российскую нефть Urals. Так, по данным Минфина России – с 15 ноября по 14 декабря цена нефти составила в среднем 57.5 долл./баррель. В то время как средняя цена мировой марки нефти Brent за этот период составила 84 долл./баррель.
Цена российской нефти держалась в пределах 70 долл./барр. до середины ноября, а затем в течение месяца снижалась, и сейчас в среднем составляет 52-54 долл./барр.
С такими ценами на Urals – общегосударственный бюджет РФ дополнительно недополучит 2 трлн рублей, что вместе с запланированным в РФ бюджетным дефицитом в 3 трлн рублей – уже достигнет дефицита более 5 трлн рублей.
Нельзя не заметить, отмечает Олег Гетман, что падение цены на нефть уже начало влиять на курс рубля – за прошедшую неделю российский рубль девальвировал с отметки 60 руб за доллар, на которой держался в ноябре и в начале декабря – до 72 руб за доллар на это время.
Но это еще не всё. Помимо падения цены российской нефти наблюдается сокращение объемов добычи и экспорта энергоносителя. По данным Bruegel, в октябре Россия экспортировала совокупно 14,5 млн тонн нефти (106 млн баррелей). Средняя цена составляла 73 долларов за баррель. Тогда средняя цена на нефть Brent на международных биржах достигала 94 долларов за баррель.
Уже в ноябре РФ экспортировала совокупно 12 млн тонн нефти (87 млн баррелей). Средняя цена составляла 66 долларов за баррель. Средняя цена на нефть Brent на международных биржах составляла 91 доллар за баррель.
[see_also ids="522033"]
Так что ожидания России относительно того, что в ноябре и декабре нефтяные компании РФ быстро переориентируются из стран ЕС на другие страны, в частности, страны Азии – не оправдались, наблюдается значительное падение объемов экспорта нефти.
"На данный момент очевидно, что нефтяную и газовую войну Россия проигрывает, – заключает эксперт, – "санкция по предельной цене" подготовлена системно, на данный момент еще нет признаков того, что кто-то пытается ее обойти. В ситуации, когда цена марки Brent колеблется в пределах 80 долл./баррель – выгоднее продавать марку Urals до 60 долларов, не уклоняясь от санкции и не подвергаясь рискам вторичных санкций".
Ранее сообщалось, что прошедшая неделя на нефтяном рынке ознаменовалась абсолютным пике российской нефти. Нефтяной экспорт из портов РФ обрушился на 54%.