Кампания Запада по борьбе с Кремлем и принуждению президента Владимира Путина отказаться от войны в Украине вступает в деликатную фазу, пишет Bloomberg.
[see_also ids="525419"]
С 5 февраля Европейский Союз присоединится к Великобритании и США в запрете морского импорта российского дизельного топлива и других нефтепродуктов. Эта мера в сочетании с ограничением цен на экспорт российского топлива призвана пробить значительную брешь в энергетических доходах Москвы. Обратная сторона: если европейские покупатели не смогут найти альтернативные поставки горючего, санкции рискуют привести к новым расходам в таких отраслях, зависящих от дизельного топлива, как сельское хозяйство и автоперевозки, и затруднить для правительств сдерживание инфляции.
1. Разве российская нефть уже не находится под европейскими санкциями?
Да, но они распространяются на нерафинированную сырую нефть, которая подпадает под европейские запреты и ограничение цены в 60 долларов за баррель, наложенное на компании, продолжающие закупать нефть в России. Новые санкции затронут морские поставки российского рафинированного топлива. Страна также является крупным экспортером нафты, которая может быть использована для производства бензина и пластмасс, и мазута, который часто используется для производства электроэнергии и судоходства. Она также поставляет реактивное топливо, вакуумный газойль и другие нефтепродукты. В целом, на долю России в 2022 году приходилось 9,3% мирового объема грузов нефтепродуктов, что примерно на 0,5 процентных пункта больше, чем ее доля на рынке сырой нефти, поэтому последние санкции ЕС не менее значимы.
2. Как будет действовать ограничение цен?
Точно так же, как и ограничение цен на нефть, введенное странами, включая Группу семи и ЕС. Тот, кто платит за продукцию, поставляемую из России, больше установленного лимита, не сможет получить страховку и финансирование от ключевых стран-участниц. Это большая проблема, учитывая, что более 95% мировых океанских танкеров застрахованы через Лондон. Идея заключается в том, что даже если покупатели в Африке и других странах будут готовы приобретать российское дизельное топливо по цене выше установленной, большая часть мировых танкеров не сможет его перевозить. Цены на нефтепродукты варьируются, и "Большая семерка" намерена установить два предельных уровня цен, при этом уровни еще не определены. Однако возможно, что часть российского топлива будет поставляться по нефиксированным ценам через "теневой" танкерный флот, не зависящий от западных служб.
3. Чем покупатели из ЕС заменят российское топливо?
Одной из самых сложных задач для них будет замена дизельного топлива, которое используется для питания легковых и грузовых автомобилей, сельскохозяйственной техники, судов, производственного и строительного оборудования. В 2022 году из российских портов в блок было поставлено около 220 миллионов баррелей – этого достаточно, чтобы заполнить около 14 000 бассейнов олимпийского размера. Поставщики на Ближнем Востоке, где наращивается строительство новых нефтеперерабатывающих заводов, являются очевидной альтернативой. Индия и США также могут помочь заполнить этот пробел.
4. Будет ли этого достаточно?
Отчасти это зависит от того, воспользуются ли фирмы в Китае увеличенными экспортными квотами, чтобы поставлять больше нефтепродуктов на мировой рынок. Это должно высвободить дополнительные баррели для поставок в ЕС. Увеличение квоты не обязательно означает, что весь возможный экспорт будет осуществлен, особенно с учетом того, что экономика Китая снова открылась после того, как Пекин отказался от своей строгой политики "нулевого повиновения".
Существует также вопрос о том, будет ли Россия продолжать экспорт дизельного топлива. Если да, то мировые торговые потоки, по сути, будут перетасованы. В мире будет циркулировать все то же количество российского топлива, только поставляться оно будет в другие места. Однако если Россия не сможет найти достаточно покупателей и в конечном итоге будет вынуждена сократить производство, это может привести к снижению доступности топлива в мире. Забастовки во французском нефтяном секторе еще больше усложняют картину, поскольку возможны перебои в работе нефтеперерабатывающих заводов, что может привести к сокращению производства в ЕС.
5. Каков идеальный результат для ЕС?
Лидеры ЕС надеются, что новые штрафные санкции позволят сократить финансовые расходы России, не вызывая при этом шока в сфере энергоснабжения, который нарушит работу ключевых отраслей промышленности и затруднит для правительств контроль над инфляцией.
Если предельная цена окажется слишком низкой, российские компании могут отказаться от продаж или приложить больше усилий, чтобы найти способы ее обойти. Если же он будет слишком высоким, то они просто будут испытывать неудобства, связанные с необходимостью поиска новых покупателей. Потенциальными новыми покупателями российского топлива могут стать Турция, а также страны Африки и Латинской Америки.
6. Могут ли быть непредвиденные последствия?
Некоторые страны могут оказаться в выигрыше, если они будут покупать российское дизельное топливо по ограниченным ценам для удовлетворения своих внутренних потребностей и продавать топливо со своих собственных НПЗ покупателям из ЕС по гораздо более высокой цене.
Кроме того, мало что мешает покупателям за пределами ЕС, таким как Индия, приобретать российскую нефть, перерабатывать ее на собственных НПЗ для производства топлива, а затем законно продавать эти баррели покупателям в ЕС. Трейдеры, желающие полностью нарушить правила, могут поставлять российское топливо в одну страну, смешивать его с другим топливом (или просто перемаркировать) и отправлять в ЕС. Доказать истинное происхождение таких грузов может быть очень сложно.
Итак, страны "Группы семи" намерены разработать два предельных уровня цен на российские нефтепродукты, чтобы учесть те, которые продаются по более высоким ценам, чем сырая нефть (например, дизель), а также те, которые продаются со скидкой (мазут).
В рамках усилий по введению санкций против России за ее вторжение в Украину Европейский союз намерен запретить импорт российских нефтепродуктов 5 февраля и ввести предельные цены на экспорт в третьи страны, что, в частности, затронет дизельное топливо, лигроин, другие светлые нефтепродукты и мазут.