В последнее время ряд чиновников и народных избранников, полностью оправдывая высказывание президента США Рональда Рейгана об экономических взглядах властей: «Все, что движется, обложить налогами. Если оно и после этого движется — регламентировать», неоднократно озвучивали инициативу по возвращению налоговой системы на довоенные рельсы.
Политику возвращения идеологии агрессивного сбора налогов, скрытого и явного увеличения административной и налоговой нагрузки во время войны уже без всяких экивоков ретранслировали и в международные обязательства Украины — декабрьский Меморандум с МВФ и январский Меморандум о взаимопонимании с ЕС в рамках новой масштабной макрофинансовой помощи.
[see_also ids="525877"]
Затягивание зажатых гаек
Главным трендом конца 2022-го — начала 2023 года стал возврат к Big Stick Tax Policy (уплате налогов из-под дубины). Его жертвами уже стали пониженная ставка акцизов на топливо, преференция по НДС для IT-отрасли. Сюда же следует отнести и возврат «отравленной» системы администрирования НДС в виде массовых блокировок налоговых накладных (октябрьский апгрейд принес значительные проблемы для каждого шестого налогоплательщика). На очереди полная отмена моратория на налоговые проверки, сворачивание единого налога по ставке 2% от дохода, сжатие сферы применения упрощенной системы (в рамках борьбы с уходом от зарплатных налогов), перезапуск расширенной фискализации малого бизнеса и отмена пониженной 7-процентной ставки НДС на топливо.
О степени решимости экономических властей говорит и почти мгновенное появление правительственного законопроекта, реализующего часть из перечисленных «благ» (проект №8401 от 31.01.2023). Хотя «эпоха высоких налогов» и закручивание гаек — крайне плохие сигналы инвесторам, работодателям, экономически активным гражданам и экономике в целом.
Вместе с тем не стоит забывать и о том, что Украина находится в войне. И всю военную сферу финансируем мы за свои налоги, потому что та финансовая помощь, которая приходит к нам в виде грантов и кредитов со стороны Запада и прогрессивного Востока, по политическим соображениям идет на любые цели, кроме военных.
Поэтому бюджет армии — это украинские налоги, и их не хватает. Понятно, почему правительство озабочено увеличением бюджета. Однако путь, избранный для наполнения, неверный...
[see_also ids="528074"]
Штраф за открытие компании за границей
В интеллектуальном вакууме агрессивной по отношению к бизнесу налоговой политики крайне необходимы хотя бы единичные сигналы от государства о желании что-то изменить в лучшую сторону. И речь идет не только о внезапных отставках подозреваемых в коррупции чиновников из рядов налоговой и таможенной служб.
В конце октября 2022 года Верховная Рада зарегистрировала под №8137 и приступила к рассмотрению проекта закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о совершенствовании налогообложения контролируемых иностранных компаний». Так называемое правило контролируемых иностранных компаний (правило КИК) появилось в Украине еще в 2019 году как элемент наших обязательств в рамках проекта ОЭСР/G20 BEPS (вспоминаем сверхтоксичный законопроект №1210) и стало местным нарративом в борьбе с офшорами и олигархами.
Так бы и оставалось, но вторжение РФ существенно поменяло экономическую жизнь украинцев, значительная часть которых вынужденно покинула Родину. Чтобы выжить, тысячи из них, не меняя украинское резидентство, стали там владельцами стартапов и маленьких бизнесов, одновременно оказавшись под жесткими регуляциями правила КИК. Для примера, лишь факт неподачи рядовым украинцем в течение 60 дней уведомления в налоговые органы об открытии компании за границей влечет за собой штраф в размере 805 200 грн (300 прожиточных минимумов для трудоспособного лица). А еще впереди обязанности по подаче отчетности, расчету налога, проведению аудита КИК и многое другое.
[see_also ids="528876"]
Налогообложение инвестиций
Еще одной КИК-проблемой является негативное влияние этого правила на инвестиции в Украину или, если быть точнее, ее отдельный подвид — round tripping — направление резидентами за границу средств, которые затем возвращаются в страну в виде прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Это явление долгие годы, в том числе по причине рейдерства, коррупции, несовершенства судебной системы, существующих в нашем государстве, остается важным источников инвестиций в страну. По данным НБУ, в 2010–2021 годах объемы прямых иностранных инвестиций через round tripping достигли 11,1 млрд долл. США, что составляет четверть всего притока ПИИ в Украину. И именно эти инвестиции правило КИК с 1 января 2022 года облагает на уровне потенциального инвестора — физического лица налогом по ставке 6,5 или 10,5%.
Таким образом, правило КИК, будучи в мирное время просто обременительным элементом налогового администрирования, в условиях войны стало репрессивным механизмом по отношению к релоцированным экономически активным украинцам, не желающим отказываться от резидентства своей страны, а также существенной преградой для прихода инвестиций в страну. Именно решение проблем реинвестиции в Украину и ее граждан за границей являются главной целью законопроекта №8137.
[see_also ids="528112"]
Назад дороги нет
Вряд ли у кого-то вызывает сомнение утверждение, что Украине жизненно необходима работающая восстанавливающаяся экономика. Это вопрос выживания нации. А значит, не время возвращать налоговое и административное давление. Попытка чиновников снова начать жестко «управлять» экономикой — гигантская ошибка, рядом с которой, не забываем, идут коррупция и неэффективность (нереформированные таможня и налоговая служба, откровенный провал работы Бюро экономической безопасности).
Есть еще несколько аргументов против возвращения несовершенной довоенной налоговой системы:
В условиях войны требовать полного соблюдения многочисленных и непростых правил и процедур налогового законодательства как минимум недальновидно, а ныне действующий институт подтверждения невозможности выполнения плательщиком своих налоговых обязательств (приказ Минфина от 29.07.2022 №225) является неэффективным.
Значительное количество предпринимателей и должностных лиц компаний находятся за рубежом или являются внутренними беженцами и не имеют возможности выполнять налоговые обязанности в полном объеме, это касается и работников контролирующих органов. Государство должно начать доверять своим гражданам хотя бы во время войны!
Экономика очень слаба (мы потеряли в 2022 году 38–45% ВВП), и политика закручивания гаек ошибочна как по социальным последствиям, так и с учетом текущих процессов — тотальной неопределенности, двухзначной инфляции, инфраструктурного террора РФ, что приведет к еще большему охлаждению формальной экономики.
Украина нуждается в простой и справедливой налоговой системе, создающей комфортную среду для быстрого восстановления экономики без проверок, давления и вмешательства. Старая довоенная налоговая модель этим критериям не соответствует. Радикальная налоговая реформа неизбежна.
[votes id="887"]
Больше статей Вячеслава Черкашина читайте по ссылке.