Оставаться легальным так же трудно, как и стать легальным.
Эрнандо де Сото. «Загадка капитала»
Подакцизные товары в Украине — алкоголь, горючее и табак — всегда находились в лидерах теневой экономики. Нежелание платить растущие акцизные налоги и нетипичная прибыльность от «серой» торговли этими товарами предоставляли в последнее время весомые стимулы для бизнеса работать в «тени», а для государства — поднимать налоговую нагрузку. Хотя самый взрывной рост налогов, прежде всего акцизов, и, соответственно, цен на алкоголь, табак и горючее весьма прогнозировано приводило к противоположному результату, а именно: к более массовому потреблению нелегальных продуктов и дальнейшей потере государством контроля над этими группами товаров. Тем более интересен вопрос, как изменилась ситуация во время войны.
[see_also ids="511719"]
Ответ в свежем аналитическом обзоре «Определение теневой доли в подакцизных товарах и ее динамики», выполненном группой специалистов CASE-Ukraine, Экономической экспертной платформы и Института социально-экономической трансформации.
Рынок горючего в прошлом году пережил кардинальную логистическую трансформацию из-за потери и дальнейшего замещения магистральных источников поставок (в 2021 году 62% дизтоплива и 50% бензина поступало из РФ и Беларуси, сейчас, в 2022–2023 годах, ставка сделана на Литву, Румынию и Польшу) и производства/хранения (единственный в стране работающий Кременчугский нефтеперерабатывающий завод было уничтожен, как и большинство нефтебаз для хранения, поэтому торговля идет почти с колес).
Государство не сразу, но отказалось от регулирования цен и пошло навстречу рынку, снизив налоги. С марта 2022 года действовало освобождение от акцизов, а с сентября 2022-го действует льготная ставка акцизного налога на бензин и дизельное топливо на уровне 100 евро/1000 л, на газ — 52 евро/1000 л, а ставка НДС на операции по реализации горючего с марта 2022 года вместо 20% составляет 7%.
Так что неудивительно, что проведенные аналитическими центрами расчеты на основе энергетического баланса Украины, общего потребления горючего и объемов его розничных продаж продемонстрировали падение размера теневой доли рынка. Диапазон «тени» уменьшился в 2022 году на 4 базовых пункта — до ориентировочного уровня 11–18% (в 2021-м «тень» достигала 15–22%, в 2020 году — 26%).
Табачную отрасль вследствие войны ожидали не только остановка или значительное уменьшение объема производства в ее начале. Так, к апрелю 2022 года не работали киевская фабрика «Империал Тобакко» и производство «Бритиш Американ Тобакко» в Прилуках, до сих пор не работает харьковская фабрика «Филип Моррис Украина». У отрасли огромные проблемы с логистикой, дефицитом горючего, отключениями электроэнергии. А после переориентации на импорт продукции и потери каждого четвертого потребителя, а также из-за снижения численности населения и других негативных факторов количество курильщиков обычных сигарет уменьшилось сразу на 25% (до 3,91 миллиона человек).
[see_also ids="530027"]
Это происходило на фоне излишнего фокусирования в последние годы акцизной политики исключительно на максимизации налоговых поступлений в условиях низкой степени ее предсказуемости/стабильности для бизнеса (детальнее об этом в экспертном обзоре акцизной политики за 2016–2022 годы). Как следствие, чрезвычайно высокий уровень «тени» — в 2021 году она выросла втрое, о чем свидетельствуют и расчеты аналитических центров (для определения уровня «тени» и динамики в табачной отрасли была использована методология, которую специалисты международной организации Healthy Initiatives успешно применяют при оценке «тени» в разных странах), и данные исследования Kantar.
Более того, государство во время войны отказалось снижать налоги и, чтобы избежать жесткого дефицита, лишь смогло дать разрешение на импорт табачных изделий в пачках с иностранной маркировкой. Это предсказуемо привело к росту доли нелегальной табачной продукции на украинском рынке в 2022 году до исторического максимума в 20%, то есть на конец 2022-го каждая пятая пачка сигарет в продаже была нелегальной (табл. 1).
Единственный положительный момент: после роста летом 2022 года доли нелегальной продукции до рекордных 21,9% осенью 2022-го после ряда мер контролирующих органов она уменьшилась до 18%. По итогам 2022 года, теневая доля табачной продукции оценивается в пределах 20%.
Алкогольные изделия. Считается, что во время войны потребление алкоголя значительно возрастает. Но на рынок алкогольных изделий в 2022 году существенно повлияли отъезд значительного количества населения за пределы Украины, запрет на продажу алкоголя в начала апреля, временные ограничения в работе заведений торговли и питания, нарушение логистических потоков и падение уровня доходов населения. Эти факторы, по расчетам экспертов, привели к некоторому росту уровня неучтенного (теневого) потребления алкогольных напитков до 3,33 литра, что отвечает теневому рынку размером 36%. Тогда как предыдущие четыре года уровень «тени» снижался: с 41% в 2018 году до 34% в 2021-м (табл. 2).
Если подытожить влияние войны на размер «тени» по трем подакцизным рынкам (горючего, табака и алкоголя), то получим показатели, приведенные в табл. 3.
Конвертация полученных данных в налоговые потери бюджета-2022 позволяет утверждать, что суммарно они достигли 46–51 млрд грн, в том числе:
рынок алкоголя: 11–12 млрд грн;
рынок нефтепродуктов: 16–18 млрд грн;
рынок табачных изделий: 19–21 млрд грн.
[see_also ids="525877"]
Очевидно, что все еще значительные показатели неформальной экономики во время войны нужно как можно быстрее минимизировать. Как действенные управленческие решения можно рассматривать следующие меры:
— на уровне государства должен появиться программный документ, например, необходимо принять новую стратегию в сфере противодействия незаконному производству и обороту табачных изделий (действие предыдущей стратегии, утвержденной распоряжением правительства от 23.09.2017 года №570 закончилось еще в 2021-м). Более того, необходимо распространить действие новой стратегии на все подакцизные товары и контрабанду, а также синхронизировать ее с Национальной экономической стратегией на период до 2030 года (утвержденной постановлением КМУ от 03.03.2021 №179);
— нужно активизировать имплементационные усилия Украины, прежде всего перенести в украинское законодательство требования ключевых евродиректив (в частности новой акцизной Директивы ЕС 2020/262 от 19.12.2019 года, которая заменила с 13 февраля с. г. базовую 118-ю Директиву) и ратифицировать Протокол о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями;
— необходимо усилить институциональную состоятельность соответствующих государственных органов: как можно быстрее перезапустить БЭБ (принятие парламентом законопроекта №9080), продолжить технологическое переоснащение таможенной и налоговой служб, организовать взаимодействие между правоохранительными и контролирующими органами внутри Украины с четким распределением зон ответственности (контроль над цепочками поставок от нелегального производства, ввоза/вывоза сигарет до уличной торговли). Надо рассмотреть вопрос о невозможности «серых» схем с льготами дьюти-фри — временно запретить на время действия военного положения производство и распространение в Украине продукции с маркировкой дьюти-фри;
— акцизная политика должна стать более прогнозируемой и умеренной: следует внести согласованные с бизнесом корректировки в действующий план-график повышения ставок акцизного налога и отказаться от хаотичного их роста, в частности ввести ставки на разные табачные изделия в зависимости от степени риска для здоровья согласно практике ЕС.
Надеемся, что представители власти учтут предложения экспертного сообщества и в ближайшее время внесут необходимые изменения в законодательство.
[votes id="1022"]