Именно в то время, когда глава правления НАК «Нафтогаз Украины» рассказывал журналистам о достижениях «нового» менеджмента и прибыли в 12 млрд грн за 2021 год, в Верховной Раде ломали копья лоббисты и противники законопроекта №7427 и еще нескольких родственных по теме. Лоббисты победили при поддержке в целом голосов «Слуги народа»: законопроект о беспрецедентной дотации в основном «Нафтогазу» в 264,3 млрд грн (8 млрд долл. ) принят большинством в первом чтении. Высока вероятность того, что этот законопроект на днях будет принят в целом как закон.
Однако не все, что на пользу «Нафтогазу», идет на пользу Украине.
Тем более актуален вопрос: как до такого дошли? А также о чем свидетельствуют результаты деятельности НАК «Нафтогаз Украины» и ее отчета за 2021 год по сравнению с 2020-м? Тщательный анализ финотчета «Нафтогаза» как материнской компании многое объясняет, в частности и то, что стоит за 12 млрд грн прибыли компании и почему это совсем не свидетельствует о стабильном финансовом положении НАКа и ее дочерних компаний.
Напомню, 28 апреля 2021 года Кабмин как учредитель и владелец НАК «Нафтогаз Украины» по итогам рассмотрения ее годового отчета за 2020 год уволил руководителя компании Андрея Коболева, признав его работу неудовлетворительной, вслед за ним в отставку отправили и наблюдательный совет в полном составе. Новым руководителем назначили Юрия Витренко, которого почти за год до этого «технично» уволил Андрей Коболев.
[see_also ids="480079"]
На официальном правительственном портале отмечалось: «Перед новым руководителем компании поставлены задачи по системному увеличению добычи украинского газа, а также содействию в формировании полноценного и справедливого рынка газа в Украине».
На момент повторного избрания и назначения Ю. Витренко (26.04.2022) главой правления НАК «Нафтогаз Украины» Кабмин не рассмотрел, не утвердил и не дал оценку деятельности главы правления по выполнению им задач, касающихся системного увеличения добычи, и основным направлениям деятельности компании, определенным правительством дополнительно на 2021 год, а также не утвердил годовой отчет компании, включающий отдельную финансовую отчетность «Нафтогаза».
При этом согласно аналитическому исследованию «Об итогах работы НАК «Нафтогаз Украины» в 2021 году», опубликованному Энергетическим сообществом Energy Club, ни одно из утвержденных правительством основных направлений на 2021 год не выполнено — ни по достаточности объемов для покрытия отборов бытовых потребителей на недискриминационных условиях, ни по изменению условий расчетов.
Добыча газа: системное падение
Первая и самая главная задача — системное увеличение добычи газа в Украине, являющейся основной деятельностью АО «Укргаздобыча». По итогам 2021 года, объем добычи товарного природного газа составил всего лишь 12,93 млрд кубометров, или на 4% меньше по сравнению с 2020-м.
Подобная ситуация наблюдается и в частных добывающих компаниях в Украине, но темпы падения значительно ниже. По данным консалтинговой компании ExPro, в 2021 году добыча газа в Украине составила 19,79 млрд кубометров, что на 2,2% меньше показателя за 2020 год.
В консолидированном финансовом отчете «Нафтогаза» как материнской компании, контролирующей все товарно-денежные потоки, за 2021 год согласно Международным стандартам финансовой отчетности этому есть подтверждение — объем инвестиций: «Нафтогаз» смог профинансировать только 15,6 млрд грн капинвестиций, что отвечает уровню 2020 года. Инвестируя на уровне позапрошлого года, не стоит ожидать даже остановки падения добычи. И не следует все списывать на войну, не инвестируя в добычу.
Однако руководитель НАКа в ходе пресс-конференции 21 июня именно это и пытался сделать: «Мы ожидаем, что в этом году при тех обстоятельствах, которые мы сейчас видим, добыча в Украине уменьшится на 5–10%. Это некритичное уменьшение добычи… компания провела анализ и может прогнозировать падение на указанном выше уровне».
При этом в «Нафтогазе» подчеркивают, что главным направлением деятельности, а следовательно, и получения доходов в 2021 году была торговля газом, который НАК импортирует, хранит, единолично закупает у своей «дочки» — АО «Укргаздобыча» и перепродает через другие дочерние компании населению, ТКЭ и остальным. И вместе с тем объясняют, что незначительное увеличение дохода от импорта, хранения и продажи газа, а то и убыточность некоторых направлений деятельности компании обусловлены действиями правительства и Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.
Gas release program
Второй задачей при назначении Юрия Витренко руководителем НАКа Кабмин определил «формирование полноценного и справедливого рынка газа в Украине». Довольно общая формулировка, но конкретизировал ее сам Витренко, занимая должность в. и. о. министра энергетики.
За два месяца до своего назначения руководителем «Нафтогаза» он заявлял о том, что основные объемы газа добывает государственная компания «Укргаздобыча», причем из скважин, бесплатно переданных ей государством. «Но «Укргаздобыча» эти объемы не продает на рынке. Их забирает «Нафтогаз Украины». Таким образом, у «Нафтогаза» особое положение на рынке природного газа, существенно отличающееся от положения других компаний. И нынешнее состояние дел позволяет «Нафтогазу» манипулировать ценами на рынке газа», — отмечал он.
По мнению Витренко, для «развития рынка природного газа в Украине и обеспечения безопасности поставок газа бытовым потребителям» необходимо было предусмотреть, что компания «Укргаздобыча» должна начать продавать газ поставщикам природного газа и производителям тепловой энергии. А также обязать «Укргаздобычу» продавать 100% газа собственной добычи с апреля 2021 года всем потребителям природного газа на условиях не хуже, чем для «Нафтогаза».
Именно эти шаги позволят реализовать программу открытия доступа к объемам природного газа, добываемого государственными компаниями (Gas release program), уверял в начале марта 2021 года Ю. Витренко.
С 29 апреля 2021 года Юрий Витренко имел все возможности применить на практике свои инициативы. Но почему-то не сделал этого. Несмотря на поручение Кабмина.
Реальный финрезультат — в отчете о движении денежных средств
Как ни подбирай слова, но по итогам 2021 года финансового прорыва в «Нафтогазе» не случилось. Да и практика формирования чистой прибыли НАКа, учитывая многочисленные скандалы, не может быть критерием для оценки деятельности «нового» менеджмента. Но финансовая отчетность непосредственно «Нафтогаза» содержит один отчет, согласно которому можно сложить пазл — дать надлежащую оценку деятельности менеджмента «Нафтогаза». Это «Консолидированный отчет о движении денежных средств» (по косвенному методу), составленный исключительно по данным финотчета «Нафтогаза».
Именно в этом документе отражены все корректировки прибыли и показан реальный финансовый результат. И такие результаты сопоставимы. Также в указанном отчете отражены основные показатели изменений в оборотном капитале (увеличение/уменьшение обязательств), основные показатели инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.
Таким образом, данные «Консолидированного отчета о движении денежных средств» свидетельствуют об ухудшении деятельности НАК «Нафтогаз Украины» в 2021 году: прибыль до налогообложения, за исключением проведенных корректировок, составляла 58,4 млрд грн, что на 2,5 млрд грн меньше по сравнению с 2020 годом (60,95 млрд). И это данные самого «Нафтогаза».
Если финрезультаты «Нафтогаза» до изменений в оборотном капитале сопоставимы, то по итогам операционной деятельности 2021 года в «Нафтогазе» сформировался значительный дефицит средств в сумме 24,4 млрд грн. В 2020-м дефицита не было, наоборот, «Нафтогаз» имел чистый денежный поток от операционной деятельности в 19,5 млрд грн.
Основной причиной формирования дефицита средств от операционной деятельности в 2021 году стало увеличение торговой дебиторской задолженности на 34,7 млрд грн, что почти в 5 раз больше, чем в 2020-м (7,1 млрд грн).
Именно вследствие формирования прироста такой дебиторской задолженности у «Нафтогаза» не хватало средств на закупку природного газа для увеличения его запасов в подземных хранилищах газа (28,7 млрд грн). Указанный дефицит средств покрывался за счет «компенсации недополученного дохода от транспортировки газа» в сумме 30 млрд грн.
Поскольку чистый денежный поток от операционной деятельности был сформирован с дефицитом в 24,4 млрд грн, то капитальные инвестиции были профинансированы, по сути, только благодаря продаже ОВГЗ на сумму 11,4 млрд грн и поступлением от АО «Магистральные газопроводы» в счет покупки ООО «Оператор газотранспортной системы» 3,2 млрд грн.
Что касается финансовой деятельности «Нафтогаза», то ее показатели в 2021 году тоже свидетельствуют не в пользу нового менеджмента. И дело не в том, что в 2020-м было уплачено в бюджет 39,6 млрд грн дивидендов на государственную долю, а в сравнении суммарных показателей привлечения и погашения займов. В 2020 году суммарное значение привлечения и погашения займов свидетельствует о сокращении заимствований на 4,7 млрд грн, тогда как в 2021-м такое сокращение составило всего 1,1 млрд, или в четыре раза меньше.
Учитывая результаты операционной, инвестиционной и финансовой деятельности «Нафтогаза», остаток средств и их эквиваленты на конец 2021 года по сравнению с остатками к началу года уменьшились на 6,6 млрд грн и составили 30,5 млрд грн.
Странно, когда руководитель «Нафтогаза» отчитывается об увеличении в 2021 году чистой прибыли на 31 млрд грн, а остаток средств при этом на конец года существенно уменьшается.
Указанные выводы аналитического исследования, по сути, подтверждаются и отчетом независимого аудитора.
Так, согласно выводам аудиторской компании ООО АФ «Праи?свотерхаусКуперс», проводившей аудит консолидированной финансовой отчетности НАК «Нафтогаз Украины» по итогам 2021 года, ожидания по ликвидности Группы «Нафтогаз» базируются на следующих факторах:
возможность взыскания дебиторской задолженности за природный газ;
возможность повышения цены на газ, который реализуется предприятиям ТКЭ, начиная с июня 2022 года;
продолжение поступления денежных средств за услуги организации транзита газа и нефти;
продолжение поступления денежных средств от компенсации недополученного дохода от транспортировки газа.
То есть без способности Группы «Нафтогаз» взыскать дебиторскую задолженность за природный газ и без наличия компенсации недополученного дохода от транспортировки газа возникает разрыв ликвидности компании.
По мнению аудитора, будущие события или условия могут привести к тому, что компания потеряет способность продолжать свою деятельность на непрерывной основе.
По результатам аудита финансовой отчетности в 2020 году подобных выводов аудитора не было. Но даже при отсутствии таких выводов работу правления НАК «Нафтогаз Украины» Кабмин признал тогда неудовлетворительной.
В 2021 году у аудитора уже появились предостережения по ликвидности и способности Группы «Нафтогаз» продолжать свою деятельность на непрерывной основе, что, в свою очередь, свидетельствует об ухудшении финансового положения НАК «Нафтогаз Украины».
Таким образом, по итогам 2021 года «Нафтогаз» значительно ухудшил показатели своей деятельности, оказался на грани разрыва ликвидности и, согласно выводам аудитора, может потерять способность продолжать свою деятельность на непрерывной основе. А нам рассказывают о 12 млрд грн дохода…
Депутаты нескольких парламентских фракций и групп обратились к премьеру Денису Шмыгалю с депутатскими запросами: каким образом Кабмин реагирует на предостережение независимого аудитора о потенциальном создании разрыва ликвидности и потере способности продолжать свою деятельность на непрерывной основе Группы «Нафтогаз» и как такие предостережения учитываются при оценке деятельности правления НАК «Нафтогаз Украины»по итогам 2021 года?
Ждем ответа!
Почему НАК продолжает получать средства за транзит
Только благодаря полученной в 2021 году от ООО «Оператор газотранспортной системы Украины» «компенсации недополученного дохода от транспортировки газа» в сумме 30 млрд грн и 4,7 млрд — в 2022 году «Нафтогазу» удалось держаться на плаву до конца отопительного сезона.
При этом право на получение «Нафтогазом» такой компенсации, по мнению многих экспертов, весьма сомнительно. Если не углубляться в подробности, то «Нафтогаз» продолжает получать доход от транзита, который обеспечивает ООО «ОГТСУ», согласно договору с «Укртрансгазом». Но, отмечает аудитор, НАК считает это не доходом, а «взносом» правительства как акционера и НАКа, и ОГТСУ. Вероятно, поэтому, получив 30 млрд грн «компенсации», руководство «Нафтогаза» решило не отражать их в составе дохода, соответственно, не были проведены надлежащие налоговые начисления и их уплата в бюджет.
Несмотря на обязательства Кабмина перед МВФ приостановить дальнейшее выполнение соглашения между ООО «ОГТСУ» и АО «Укртрансгаз» о возмещении корректировки необходимого дохода, этого не сделали. По данным аудитора, после взятых на себя обязательств приостановить действие соглашения «Нафтогаз» продолжает получать такую компенсацию. В частности, за четыре месяца 2022 года она составила 4,7 млрд грн.
Не случится ли так, что, спасая «Нафтогаз» за счет доходов Оператора ГТС, именно последний в ближайшее время окажется на грани банкротства?
О «компенсациях ведущему управленческому персоналу»
Как отмечается в упоминавшемся анализе результатов НАКа за 2021-й, на фоне формирования в том году дефицита средств от операционной деятельности в сумме 24,4 млрд грн слишком нагло и цинично выглядит увеличение выплат на заработную плату ведущему управленческому персоналу. Так, в представленном отчете речь идет о следующем: «Ведущий управленческий персонал на протяжении 2021 года состоял в среднем из пяти членов правления и 15 директоров (в 2020 году — пять членов правления и 12 директоров). Компенсация ведущему управленческому персоналу включала заработную плату и дополнительные текущие премии и составила 911 миллионов гривен (в 2020 году — 672 млн грн)».
Из указанных 911 млн грн 338 млн грн были выплачены уволенному в апреле 2021 года предыдущему руководителю «Нафтогаза» Андрею Коболеву.
«Таким образом, — отмечают эксперты, — в 2021 году для четырех членов правления (без учета главы правления) и 15 директоров было выплачено 573 млн грн. Если допустить определенную градацию заработной платы между членами правления и директорами, то средняя заработная плата члена правления «Нафтогаза» составит свыше 4 млн грн в месяц, а директора около 2 млн грн в месяц».
Если верить данным сайта «Нафтогаза», заработная плата нынешнего главы правления составляет около 50 тыс. грн в месяц, в частности, в апреле 2022-го он получил 50 727,92 грн. (С остальными «временными» вроде бы нет контрактов, поэтому суммы выплат и вознаграждений не разглашаются. )
Казус в том, каким образом при заработной плате главы правления в 50 тыс. грн член правления может получать в 80 раз больше, а «простой» директор — в 40 раз больше, чем руководитель предприятия? Не потому ли в «Нафтогазе» под надуманным предлогом отказываются публиковать данные о размере заработных плат членов правления?
Также логично спросить: для чего на фоне падения добычи природного газа и галопирующего наращивания дебиторской задолженности увеличивать количество директоров «Нафтогаза» с 13 до 15 человек? Вероятно, это мелочь для НАКа, учитывая все сказанное выше и накануне решающих боев за куш в 8 млрд долл. — «на закупку импортного газа».
Недаром же Юрий Витренко готовит почву: «Мы должны сейчас импортировать газ, но сложность заключается в том, что для этого нужны огромные средства». И сразу добавляет: «Украине нужно накопить к отопительному сезону 19 млрд кубометров газа — это позиция украинского правительства, оно (правительство. — А. Е. ) хочет создать такой запас газа, чтобы подстраховаться на разные варианты зимой. Я просил, чтобы правительство США приобщилось к помощи Украине по финансированию закупки этих объемов газа».
Просит Витренко астрономическую сумму — 8 млрд долл. , мол, надо около 6 млрд кубометров газа импортировать. Желательно в счет ленд-лиза и почему-то желательно деньгами, а не газом, что было бы логично. И почему-то на закупку почти 6 млрд кубометров, хотя, по разным оценкам, Украине не понадобится более 2–2,5 млрд кубометров импорта даже при суровой зиме. Ведь потребление газа в Украине постепенно сокращалось и до полномасштабной войны с РФ, а сейчас и подавно. Поэтому при экономии в целом хватит газа, добытого в Украине, и не только «Укргаздобычей».
«Укрнафта» и частные компании добыли в прошлом году свыше 7,5 млрд кубометров газа.
Два с хвостиком миллиарда кубометров импорта — это уже и так перестраховка. А «сэкономленные» средства на незакупку ненужного газа в «Нафтогазе» знают куда направить — на премии управленческому аппарату: «за экономию» и личный вклад… в обеспечение энергетической безопасности не только Украины, но и всей Европы. Вот так!
Боже, береги Украину!
Больше статей Аллы Еременко читайте по ссылке.