Не успела Украина начать экспорт электроэнергии, его сразу же начали делить. Удивительного в этом ничего нет. Любимое занятие украинского чиновника — распределение потоков. И не простое, а правильное.
На европейских рынках сейчас крайне вкусные цены, раза в три выше, чем в Украине.
А у нас в связи с войной потребление электроэнергии упало примерно на треть. Возник излишек электроэнергии, который можно выгодно продать. Анонсированная возможная валютная выручка до 2 млрд долл. в год впечатляет.
И, естественно, как такой поток оставить без чуткого внимания и… распределения. «Да вы нас что, за лохов держите? ». Поэтому не успели начаться первые пока еще скромные поставки электроэнергии в Румынию, Словакию и Польшу, как немедленно Минэнерго стало создавать нового, и немножечко эксклюзивного, трейдера для процесса. Естественно, все это в защиту и во благо интересов государства.
На старте экспорта такая вероятность уже обсуждалась, тогда же прозвучал вполне четкий ответ: экспорт будет возможен только при соблюдении европейских правил и наличии прозрачных и недискриминационных аукционов по продаже доступа к межгосударственным сечениям. И если правила игры мы соблюдать не будем, то и работать на европейском рынке не будем. И вроде как понятные условия, и первые аукционы прошли вполне успешно и прозрачно. Но нет, это было бы слишком просто, играть и дальше по правилам.
По заявлению министра энергетики Германа Галущенко, на базе полузабытого АО «Энергетическая компания Украины» (ЭКУ) будет создан мощный государственный трейдер. Поэтому и передали ЭКУ в Минэкономики из Минэнерго, дабы «не нарушать наши европейские обязательства». И соблюсти конкуренцию. В общем, ура!
Шутка юмора в том, что попытка создать централизованную торговлю государственной электроэнергией уже была. Этим занимался «Энергоатом». Запомнилась она непрерывными скандалами вокруг продаж с дикими дисконтами нужным компаниям (в первую очередь ДТЭК и структурам из орбиты Коломойского), непрерывными сменами руководства и прочим. Впрочем, это не был совсем уж забег по граблям. У трейдера были неплохие зарплаты и штат раза в три больше, чем у конкурентов. Правильные люди получали дешевую электроэнергию, а чужаков отгоняли едва ли не палкой. Сплошной профит.
[see_also ids="501793"]
Сейчас второй заход, уже с выходом на международный уровень.
Заявление министерства, что трейдер «будет таким же участником рынка, как любой другой», звучит иронично, так как одновременно отмечается, что ключевым поставщиком электроэнергии для него будет государственная генерация. Это тоже «Энергоатом» (сейчас он имеет и прямые контракты по продаже в Молдову), попытаются поставить под контроль и «Укргидроэнерго». В общем, все самое вкусное.
Сама компания ЭКУ электроэнергией не занималась, и вообще от нее в последние годы по факту оставались остатки шкурки.
Но это можно исправить. В конце июня руководителем компании назначили Виталия Бутенко, ранее занимавшегося трейдингом у Рината Ахметова. В его профессионализме никто не сомневается. Опыт торговли (импорта) электроэнергии из Беларуси у него тоже есть (и даже своя фирма для этого).
Хотя ДТЭК ему пришлось покинуть после неудачной торговли газом (промахнулись с перспективой цен на газовом рынке). Тогда он собирался заняться развитием книжных магазинов. Но планы, очевидно, поменялись...
После старта экспорта анонсировались планы поднять объемы продаж в 8–10 раз до конца года (800–1000 МВт). В ближайшие недели выйдут на 200, а может, и на 300 МВт, заметим, даже без мудрого гострейдера. В перспективе объемы могут быть и выше 2000 МВт, но понадобится восстановить ряд экспортных линий электропередачи. Уже идут работы по восстановлению линии на польский Жешув от Хмельницкой АЭС.
Так что работы много. Желающих припасть к источнику возможных доходов тоже. Нет и сомнений в высоком профессионализме по части дележа… Но есть нюансы. Энергетика это не только разруливание потоков, но само их наличие.
Сейчас на дворе лето. Зимой баланс будет несколько иным. Насколько «несколько», сказать очень трудно.
Есть разные варианты. Нагрузку энергосистемы эксперты ожидают на уровне 16–18 млн кВт. Это на 30–40% меньше, чем в последние годы. Российская агрессия создала ситуацию, когда часть ключевых мощностей находится на оккупированной территории.
В первую очередь речь идет о самой мощной в Европе Запорожской АЭС (шесть блоков по 1000 МВт) и находящейся там же Запорожской ТЭС (располагаемая мощность 1200 МВт), а также о Каховской гидростанции.
В основном балансе на зиму сейчас учтены три блока ЗАЭС (из шести). Однако оккупанты уже не раз анонсировали планы до зимы вывести их из энергосистемы Украины. И какие-то работы по соединению ЗАЭС с Крымом (через Каховский энергоузел) уже ведутся. На станцию от Мелитополя тянут и оптико-волоконный кабель для передачи данных прямо российским диспетчерам. Конечно, ВСУ эти планы могут «откорректировать» до нуля, но учитывать приходится все сценарии.
В районе Углегорской ТЭС идут многодневные ближние бои, у Славянской ТЭС слышна канонада. Купянск в Харьковской области с мая отсоединен от нашей энергосистемы.
Для «полного счастья» — серьезные неполадки на одном из блоков Хмельницкой АЭС (там полетела давно барахлящая питерская турбина). Будет работать в обрезанном режиме на пониженной мощности, но никто не может гарантировать, насколько долго.
Так что будут ли зимой особые избытки для экспорта, еще вопрос.
Пилить деньги пока рановато.
Еще сложнее ситуация с ТЭС. Уже понятно, что никаких 19 млрд кубометров в подземных газохранилищах к зиме не будет (сейчас нет и 12 млрд). При темпе накопления миллиард кубометров в месяц к декабрю выйдем на 15–15,5 млрд.
Россияне уже нескрываемо срывают поставки природного газа в Европу, чтобы максимально затруднить там накопление запасов на зиму. Купить там газ просто не у кого. Одновременно до минимума сокращен транзит и через нас. Он почти в три раза меньше контрактного (40 млн кубометров в сутки вместо 109 млн).
По словам Галущенко, планы накопления 19 млрд кубометров делались «с учетом резерва для тепловой генерации». «Но я очень надеюсь, что он не пригодится. Экономика отсутствует, при цене газа в 1800 долл. за тысячу кубометров его использование для производства электричества — это уже крайняя мера, когда возникнет вопрос национальной безопасности», — объясняет министр.
Все так и есть. Но основные киевские ТЭЦ на газу. Как и харьковские.
Остается уголь. До зимы надо запасти хотя бы 2,0–2,5 млн тонн угля. Причем желательно своего. Нынешний вариант импортировать до миллиона тонн газового угля при незагруженном Павлограде и забитых складах на Доброполье выглядит не очень. Покупать импортный по цене 320–350 долл. за тонну при внутренней цене 3500 грн не слишком рационально. И поиск решений — как раз задача и министерств, и Кабмина. С тем же «Добропольуглем» (который в начале 2021-го вернули государству) Минэнерго не может наладить работу до сих пор.
Пока же слушаем очередные планы, что ТЭЦ (в том числе и частные) будут переводиться с антрацита на газовую группу углей «там, где это возможно». Мало кто спорит. Но до зимы это невозможно почти нигде, хотя работы реально необходимо вести. Даже еще позавчера. На середину июля Штаб Кабмина по подготовке к зиме оценил проведенные к осенне-зимнему периоду работы как выполненные на треть.
Немного, мягко скажем. А время военное.
Вроде как есть чем заняться Минэнерго. Согласитесь, мягко говоря, не до вопросов экспорта электроэнергии, создания гострейдера и попыток «переделить» рынок в свою пользу. Но нет, «заслуженные энергетики» не упустят возможность сколотить очередную схему, хоть камни с неба, хоть война. Надеются, что война все спишет. По-разному бывает…
[votes id="377"]
Больше статей Игоря Маскалевича читайте по ссылке.